Князь Иван Долгорукий: исторические факты

Пасмурным осенним утром 19 ноября 1739 года на центральной площади Новгорода собралась огромная толпа. Её привлекло предстоящее зрелище - на эшафот должен был подняться не кто иной, как бывший фаворит государя Петра II, некогда всесильный князь Иван Долгорукий. За годы правления Анны Иоанновны русские люди привыкли к кровавым казням, но это был особый случай - опального царедворца ожидало четвертование.

Потомки мстительного князя

Князь Иван Алексеевич Долгорукий происходил из старинного дворянского рода, являвшегося одной из многочисленных ветвей князей Оболенских. Своей фамилией он и его родственники обязаны их общему предку - князю Ивану Андреевичу Оболенскому, получившему в XV веке за свою мстительность весьма выразительное прозвище Долгорукий.

Представители этой семьи часто упоминаются как в исторических документах, так и в преданиях прошедших веков. В частности, народная молва сохранила документально не подтверждённый рассказ об одной из многочисленных жён Ивана Грозного - Марии Долгорукой.

Реальность этого брака вызывает большие сомнения, поскольку к тому моменту любвеобильный царь был уже четыре раза женат, чем полностью исчерпал и даже превысил лимит, отпущенный церковным Уставом.

Возможно, речь в данном случае идёт лишь об очередном внебрачном сожительстве, что вполне отвечало нравам Ивана Грозного. Мария Долгорукая, по мнению исследователей, вообще является скорее вымышленным персонажем, чем реальным.

Юность, проведённая в Варшаве

Иван Долгорукий - старший сын князя Алексея Григорьевича Долгорукого - родился в 1708 году в Варшаве и провёл детство у своего деда по отцовской линии Григория Фёдоровича. Его воспитание было поручено известному в те годы писателю и педагогу немецкого происхождения Генриху Фику.

Однако, несмотря на все старания привить отроку чопорность и степенность, достойные его происхождения, преуспеть ему особо не удалось. Иван больше по душе были беззаботные и весьма распущенные нравы, царившие тогда при дворе польского короля Августа II, где он постоянно вращался. В 1723 году Иван впервые оказался в России. Ниже приведён его портрет.

Знакомство с будущим царём

Если верить сведениям современников о характере князя Ивана Долгорукого, то из толпы царедворцев его в те годы выделяла необычайно сердечная доброта и умение располагать к себе людей. Это последнее качество как нельзя ярче проявилось в его отношениях с внуком Петра I великим князем Петром Алексеевичем, восшедшим впоследствии на Российский престол под именем Петра II. Его портрет представлен ниже.

Несмотря на разницу в возрасте - Иван Долгорукий был на семь лет старше великого князя, - между ними с первых дней знакомства завязалась тесная дружба. Очень скоро они стали неразлучной парой во всех попойках, кутежах и любовных похождениях.

Начало блестящей карьеры

В 1725 году после кончины Петра I и воцарения его супруги Екатерины I князь Долгорукий получил чин гоф-юнкера при своём титулованном друге. Но истинный взлёт его карьеры последовал через два года, когда великий князь Пётр Алексеевич занял освободившийся после смерти Екатерины I российский престол и был коронован в качестве государя Петра II.

Ещё в царствование Екатерины I усилившимся при дворе влиянием князя Ивана Долгорукого был крайне обеспокоен бывший фаворит Петра I А. Д. Меншиков, успевший к тому времени обручить свою дочь Марию с юным императором. Однако предпринятые им попытки удалить соперника из столицы не увенчались успехом.

Более того, закружив Петра в непрекращающемся хороводе увеселений, часто устраиваемых в обществе его красавицы-тётки Елизаветы Петровны (будущей императрицы) и хорошеньких фрейлин, князь Иван заставил своего друга забыть о навязанной ему Меншиковым невесте. При этом он весьма ловко сосватал ему собственную сестру Екатерину.

Молодой баловень судьбы

В 1728 году А. Д. Меншиков, став жертвой придворных интриг, попал в опалу и со всей семьёй был сослан вначале в Ранненбург, а затем ещё дальше - в небольшой сибирский городок Берёзово, где вскоре и скончался. С этого времени его место у трона прочно заняли члены семьи Долгоруких, пользовавшиеся неограниченным влиянием на императора благодаря его расположению к Ивану, а также ожидавшейся в будущем свадьбе.

В том же году весь двор, покинув новую столицу, переехал в Москву, а вместе с ним туда перебрались и Долгорукие. Молодой князь Иван, став фаворитом императора, удостаивается всех мыслимых и немыслимых милостей. В свои неполные двадцать лет он становится генералом от инфантерии, обер-камергером императорского двора, майором лейб-гвардии Преображенского полка, а также кавалером двух высших государственных орденов.

Новые черты характера князя

О том, как изменился к этому времени характер Ивана Долгорукого, можно судить на основании мемуаров испанского резидента при дворе Петра II герцога де Лириа. Он, в частности, пишет, что основными чертами князя в эту пору стали высокомерие и спесь, которые при полном отсутствии воспитания, ума и проницательности делали общение с ним в большинстве случаев крайне неприятным.

Однако герцог замечает, что несмотря на это в нём нередко проявлялись признаки сердечной доброты. В качестве основных наклонностей князя он называет любовь к вину и женщинам. Следует заметить, что дипломат выражает не только своё личное мнение, но и сообщает известные ему сведения современников о характере князя Ивана Долгорукого.

Пока его отец Алексей Григорьевич был занят хлопотами и интригами, связанными с предстоящим обручением дочери Екатерины с молодым императором, Иван предавался безудержным кутежам. Развернулся он столь широко, что описание творимых им безобразий счёл необходимым изложить в своих записках «О повреждении нравов в России» известный историк и публицист Елизаветинских времён князь Щербатов.

Брачные хлопоты

Тем не менее мысль о необходимости остепениться пришла, наконец, и в его похмельную голову. Новую жизнь повеса решил начать с женитьбы и сделал предложение не кому-нибудь, а самой царевне Елизавете Петровне - дочери почившего три года назад императора Петра Великого (её портрет представлен ниже). Молодая красавица успела к тому времени подарить свою любовь многим счастливцам, сумевшим достучаться до её сердца, но вступать в неравный брак (именно так мог расцениваться её союз с человеком, не принадлежащим к какому-либо царствующему дому) она была не намерена.

Получив вежливый, но весьма категоричный отказ и вспомнив при этом старую истину, что синица в клетке куда лучше журавля в небе, князь Иван Долгорукий посватался к пятнадцатилетней дочери недавно скончавшегося фельдмаршала графа Б. П. Шереметьева - Наталье Борисовне.

Поскольку этот брак вполне устраивал и его родственников, и родных невесты, то известие о предстоящей свадьбе было встречено всеобщим ликованьем. Более всех радовалась сама Наташа, успевшая полюбить своего Ваню за весёлый нрав, доброе сердце и ещё за то, что все называли его «вторым человеком в государстве».

Удар судьбы

Пётр 2 и Иван Долгорукий, как истинные друзья, даже в устройстве своей личной жизни шли бок о бок. В конце октября 1729 года молодой государь обручился с княжной Екатериной Алексеевной Долгорукой, а через два месяца после этого его фаворит стал официальным женихом Натальи Шереметьевой. Однако вскоре последовала трагедия, перечеркнувшая все их планы и роковым образом отразившаяся на истории России следующего десятилетия.

В начале января 1930 года за несколько дней до свадьбы юный государь тяжело заболел. По одним сведениям, он заразился оспой, нередко посещавшей в те годы Москву, по другим - простудился во время охоты. Так или иначе, но его состояние стремительно ухудшалось. Придворные медики были вынуждены констатировать, что надежды на выздоровление нет, и счёт оставшейся жизни идёт на часы.

Последняя надежда

Стоит ли говорить о том, что переживали в те дни князья Долгорукие и сам Иван, ведь со смертью Петра II, так и не успевшего обвенчаться с его сестрой Екатериной, неизбежно рушился тот мир богатства, почёта и благополучия, к которому они успели привыкнуть. Больной император ещё пытался цепляться за жизнь, а Долгорукие уже ловили на себе злорадные взгляды завистников.

Желая спасти положение, князь Алексей Григорьевич (отец Ивана) составил от имени государя завещание, согласно которому тот якобы объявлял преемницей престола свою невесту - Екатерину Долгорукую. Расчёт состоял в том, что сын подсунет эту липу на подпись умирающему и уже теряющему рассудок государю, после чего его дочь станет императрицей со всеми вытекающими для их семьи благами.

Крушение всех планов

Однако расчёт не оправдался. Получить подлинную подпись умершего 19 января 1730 года Петра II не удалось, и в завещании расписался его уже бывший фаворит Иван Долгорукий, необычайно ловко умевший копировать руку своего господина. Впрочем, эта хитрость была до такой степени шита белыми нитками, что никого не могла ввести в заблуждение. Буквально на следующий день был собран Государственный совет, избравший на царство курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, приходившуюся дочерью родному брату и соправителю Петра I Ивану V.

С воцарением Анны Иоанновны (её портрет представлен выше) на семью Долгоруких обрушились гонения. Многие её представители были разосланы воеводами в дальние захолустные места, а глава семейства с детьми сослан в деревню. Предварительно все они подверглись допросам, относительно завещания, в подлинность которого никто не верил, но на тот момент беды удалось избежать.

Омрачённая свадьба

Прежние знакомые, ещё недавно раболепствовавшие пред ними, теперь шарахались от опальной семьи, как от зачумлённых. Единственным человеком, сохранившим верность, оказалась невеста Ивана Наталья Шереметьева, не пожелавшая оставить в трудную минуту любимого человека и с нетерпением ожидавшая свадьбу. К её великой радости, она состоялась в начале апреля того же года в Горенках - подмосковном имении Долгоруких, которое так любил посещать покойный государь Пётр II.

Но и это счастье оказалось кратковременным. Через три дня после свадьбы в деревню прибыл нарочный из Петербурга с извещением о том, что вся семья Долгоруковых ссылается на вечное поселение в Берёзов - ту самую глушь, в которой незадолго до этого закончил свои дни их заклятый враг А. Д. Меншиков.

В результате Иван Долгорукий и Наталья Шереметьева провели свой медовый месяц в тряских повозках на дорогах Сибирь. Туда же отправилась и несостоявшаяся царская невеста Екатерина Алексеевна, носившая под сердцем плод поспешной и преждевременной страсти своего жениха.

Жизнь в остроге

Князь Иван Долгорукий, фаворит Петра II, оказавшись в роли ссыльного, в полной мере испытал тяготы, выпадающие на долю тех, кто, волею судьбы оказался не в ладах с властями. Княжеские терема, к которым с детства привык Иван, пришлось сменить на тёмные и душные клети березовского острога, выходить из которого им строжайше запрещалось.

Однако общительный по натуре Иван Долгорукий вскоре завёл друзей среди офицеров местного гарнизона и при их попущении не только покидал свою темницу, но даже начал пьянствовать, как когда-то в счастливую пору своей жизни. Бражничал он с кем попало и во хмелю бывал крайне несдержан на язык. Это и довело его до беды.

Донос и начало дознания

Однажды в запальчивости он при свидетелях дерзнул обозвать бранными словами государыню императрицу Анну Иоанновну. И, кроме того, похвалялся тем, что подделал в завещании подпись покойного императора. К утру Иван напрочь всё забыл, но нашёлся человек, который его слова хорошо запомнил и отправил донос в Петербург (чего-чего, а стукачей в России-матушке всегда хватало).

История сохранила имя этого негодяя. Им оказался подьячий тобольской таможни Тишин. Как ни пытались друзья-офицеры отвратить от Ивана беду, но делу был дан ход. Из столицы прибыл уполномоченный, который на месте провёл дознание. Вскоре князь, два его брата, а с ними ещё множество людей, заподозренных в причастности к крамоле, были отправлены из Берёзова в Тобольск и помещены в тюрьму, где их немедля подвергли допросам.

Казнь

Иван Долгорукий под пыткой признал свою вину и, кроме того, оговорил многих родственников, причастных, по его словам, к составлению подложного завещания. В январе 1739 года его и всех проходивших с ним по делу доставили в Шлиссельбург, где допросы продолжились.

Участь несчастных узников решало «Генеральное собрание» состоявшее из высших сановников и созываемое для вынесения приговоров политическим преступникам. Государственные мужи, ознакомившись с материалами дела, вынесли решения по каждому из обвиняемых. Всех их приговорили к смерти. Главный же виновник - князь Иван Алексеевич Долгорукий - был четвертован 1739 года на центральной площади Новгорода, куда его доставили вместе с остальными осуждёнными.

Комментарии
Вечно это бездарное правление Анны Иоанновны ассоциируется с казнями, пытками, доносами. Бироновщина.