История возникновения игральных карт
Самое раннее упоминание об игральных картах или домино — в Китае до сих пор одно и то же слово обозначает и то и другое — встречается в китайской литературе 10-го века, но без указания маркировки карт и игр, в которые люди играли.
Тем не менее существуют и другие мнения. Археологи того же Китая считают, что история создания игральных карт восходит ко временам правления династии Тан, т. е. карты были известны уже в VII-VIII веках. Только делали их не из бумаги, а из дерева или слоновой кости.
Китай? Индия? Кто следующий?
Точной информации о том, где и когда появились игральные карты, нет. Существует египетская версия, согласно которой карты – это носитель информации о взаимоотношениях вселенной, бога и человека. Зашифрованное своеобразное послание жрецов Древнего Египта будущим поколениям.
Не менее красивая легенда, связанная с игральными картами, существует и в Индии. Карты являлись иллюстрацией к различным воплощениям богов на Земле и их подвигам.
Выяснить историю происхождения игральных карт оказалось невозможным. Упоминания об играх, в той или иной степени похожих на карточные, с использованием листов бумаги с изображениями, встречаются в документальных источниках X-XII веков почти у всех народов Востока, включая Корею и Японию.
Распространение в Европе
Историю появления игральных карт в Европе проследить можно. Карты известны здесь с 1370 годов. Вероятно, в Италию или Испанию их завезли купцы из Египта или возвращавшиеся на родину рыцари-крестоносцы вместе с прочими захваченными трофеями. То, что в Европу карты завезены из исламской страны, подтверждает тот факт, что изображений людей, в соответствии с исламской религиозной традицией, на них не было.
Изобретение Гуттенбергом печатного станка в начале 15 века значительно снижает себестоимость производства. Дополнительно к этому в 1480 году во Франции по аналогии с печатью ввели практику раскрашивания через трафареты. Массовое производство карт расширило социальную привлекательность карточных игр и увеличило их неотъемлемые преимущества, по сравнению с традиционными играми в помещении, и ускорило их распространение по странам Европы.
Если отследить, в каком веке появились игральные карты в разрезе стран, то в большинстве случаев это будет вторая половина пятнадцатого или начало шестнадцатого столетия.
Популярность карточных игр
Основной причиной увлечения картами была возможность играть различным числом игроков. До появления карт выбор был ограничен: либо шахматы для двух игроков, либо более универсальная многопользовательская игра в кости.
Карточные игры более разнообразны и предоставляют возможность развлечения игрокам с разным менталитетом и темпераментом - от неквалифицированных азартных игр до более утонченных и сложных.
Почему-то игра в карты привлекала больше дам высшего света. Ассоциации между карточной игрой и соблазнением получили широкое распространение в европейской литературе и живописи. Этот фактор, наряду с распространением азартных карточных игр, привел к частым осуждениям карточных игр церковью и даже к запрету отдельных игр гражданскими властями.
Если историю игральных карт можно пытаться восстановить по сохранившимся документальным свидетельствам, то в отношении карточных игр все гораздо сложнее. Можно только предполагать, что первыми появились простенькие игры, в которых надо было сгруппировать карты по рисункам или мастям. Второй разновидностью подобных развлечений стали пасьянсы. Среди знати популярна была игра на деньги, на свои состояния. А простые люди играли в простые игры для того, чтобы скоротать время.
Пополнение казны
Ассоциации карт с азартными играми побудили правительства некоторых стран искать свою долю в этом бизнесе. Фискальная история игральных карт тоже интересна. Во Франции XVII века министр финансов короля Людовика XIV кардинал Мазарини пополнял королевскую казну, фактически превратив Версальский дворец в одно огромное карточное казино.Национальные колоды
История игральных карт в Европе – это история эволюции изображений от оригинальной колоды мамлюков, некоторые образцы которой сохранились до наших дней, к национальным колодам. Так как ислам запрещает изображения человека, карты мамлюков были украшены арабесками.
Распространяясь по странам Европы, в религии которой не было подобных запретов, карты меняли облик. Производители карт каждой страны адаптировали их к своей национальной культуре и символам. На картах старших арканов стали рисовать людей в костюмах, соответствующих современной моде высшей знати. В конечном счете сформировались несколько национальных колод, которые до сих пор используются в странах происхождения.
Эволюционный процесс завершился созданием международной колоды.
Международная колода
Достоверно известно, в каком году появились игральные карты в привычном для нас современном виде. Последнее принципиальное изменение в дизайн карт внесено в 1830 году.
Человеческие фигуры на игральных картах изначально изображались в полный рост. В игре криббедж существовало образное выражение для обозначения положения карты с фигурой: "один для его носа" и "два для его каблуков".
В других играх такое изображение было недостатком. Наблюдательные игроки могли идентифицировать карты на руках своих противников по естественной практике поворота карты головой вверх.
Эта проблема была устранена изображениями торса фигуры в обе стороны от срединной горизонтальной линии карты. Это изобретение быстро распространилось на все региональные колоды.
К середине XIX века все элементы современной игральной карты были определены и повсеместно распространились. Короли, дамы и валеты прочно обосновались в колоде. Черви, пики, трефы и бубны печатались на картах, выпускаемых в Старом и Новом Свете. Угловые боковые индексы появились в диаметральных углах карты.
Эти улучшения кажутся незначительными, но потребовались сотни лет, чтобы их придумать, внедрить и объединить в один элегантный пакет – стандартную игральную карту.
Наиболее успешной и общепризнанной колодой является та, которая основана на наборе из 52 карт, разделенных на четыре масти, каждая из которых содержит 13 рангов, так что каждая карта однозначно идентифицируется по масти и рангу.
Туз пик
Пиковый туз считается эмблемой колоды. Традиционно он используется для отображения логотипа производителя или фирменного наименования, как свидетельство качества и знак идентификации.
Эта практика началась в семнадцатом веке в Англии, когда указом короля Джеймса I был введен налог на местных производителей игральных карт. На пиковом тузе должна была быть эмблема типографии, чтобы по колоде можно было идентифицировать производителя, и печать фискального органа в качестве доказательства уплаты налога. Пошлина была отменена в 1960 годах, но практика изображения логотипа производителя на тузе пик осталась.
Атрибуты игральной карты
Знаки масти международной, или стандартной, колоды указывают на две черные и две красные масти, а именно - пики, трефы, черви и бубны.
Откуда появились масти игральных карт? Впервые знаки были использованы на итальянских и испанских колодах. Вскоре после этого ориентированные на природу значки украшали немецкие и швейцарские колоды. Простые трафаретные конструкции снижали стоимость производства игральных карт во Франции, а французские конструкции были слегка модифицированы в Англии. Эта модифицированная версия французской колоды и была признана международной.
Игральные карты с национальными мастями еще распространены в некоторых странах, но все международные соревнования используют только международные значки и названия мастей.
Ранги обозначаются цифрами от 1 до 10 на "спотовых картах". Ранги высших карт обозначаются символами J, Q и K.
В большинстве западных карточных игр цифрой 1 обозначается туз и помечается символом A. В играх, основанных на превосходстве одного ранга над другим, туз считается самой главной картой, превосходящей все остальные. В играх же, основанных на числовом значении, он обычно считается единицей, как в криббедже, или принимает значение одиннадцати, как в блэкджеке. В играх, основанных на упорядочении карт или их серий, туз может принимать значение как самой старшей, так и самой мелкой карты, или же просто занимать свое место в кольцевой последовательности карт: Q-K-A-2-3.
Джокеры
Стандартные международные колоды обычно содержат две или более дополнительных карт, называемых джокерами, каждый из которых изображает традиционного придворного шута. Не все карточные игры используют их. В играх с джокерами последние используются по-разному. В некоторых играх они принимают неопределенное значение. Игрок может использовать джокера вместо любой желаемой “естественной” карты.
Джокер - символ иронии в колоде. Наделенный особыми полномочиями имперской власти, он является картой, которая решает все проблемы и выигрывает все трюки, как в покере. Карта, которая может быть любой картой. Во многих случаях он является непобедимым волшебником колоды. Тем не менее, несмотря на эту убедительную и завидную роль, джокер не имеет каких-либо реальных определяющих характеристик. Эдакий неопределенный и неисследованный персонаж англо-американской колоды.
Специальные элементы дизайна
Обратная сторона карты, изначально простая, имела тенденцию приобретать случайные, а иногда и преднамеренные отличительные знаки. Создатели карт стремились сделать их менее заметными, печатая узор из мелких точек на обратной стороне. Достижения в цветной печати в девятнадцатом веке привели к широкому спектру дизайна рубашки карты.
Еще одним изобретением XIX века была практика индексирования ранга и масти каждой карты в диагональных углах. Это позволяло игрокам идентифицировать свои карты, не рискуя раскрыть их соперникам.
Россия и карточные игры
В семнадцатом веке в России появились игральные карты. Откуда? Несомненно, из Европы. Из какой именно страны, можно только предполагать. В начале века Россия воевала с поляками, а с середины начала привлекать на военную службу наемников в полки "немецкого строя". Колода карт вполне могла оказаться трофеем или собственностью рейтара, служившего царю.
Русские игральные карты: история и стиль
В первых русских картах много индивидуальности, причем как в дизайне, напоминающем вышивку на гобелене, так и в отношении царской власти к доходам от этого бизнеса. В 1817 году с согласия императора Александра I была основана Императорская Карточная фабрика. Доходы монополии направлялись в императорские воспитательные дома, туда же трудоустраивались некоторые воспитанники. На тузе печатали пеликана, воспитывающего своих птенцов.
В девятнадцатом веке английская компания De la Rue была основным экспортером игральных карт в Россию. В октябре 1842 года младший брат Томаса Де Ла Ру, Поль Бьенвеню Де Ла Ру, отправился в Санкт-Петербург, где царской милостью был назначен суперинтендантом российской карточной монополии.
Из Лондона в Санкт-Петербург был отправлен вальцовый пресс. Краски, бумагу и прочее оборудование для изготовления царских игральных карт поставляла De la Rue. Российский истеблишмент был важным покупателем De la Rue, если фирма открыла в стране свой первый зарубежный филиал.
Его Императорское Величество имел основания быть удовлетворенным результатами сотрудничества. Павел, как называли Поля в России, так умело управлял делами, что к 1847 году производство царской монополии выросло до четырех миллионов карточных колод в год.
Заключение
Этот обзор никоим образом не исчерпывает разнообразие гипотез о времени и месте возникновения игральных карт, все еще используемых в Европе и Америке, не говоря уже о других странах мира и специализированных колодах еврейских или скандинавских карт, карт Таро и других.
Через несколько десятков лет любое исследование истории возникновения игральных карт непременно будет дополнено разделом о компьютерных карточных играх. Но заглянуть в глубину веков и докопаться до истины можно будет только с помощью машины времени.
Сам факт возникновения почти идентичных наборов из 52 картинок у разных народов может быть связан не столько с поиском развлечений. Возможно, в какое-то время они использовались для магических ритуалов или гаданий. И попали в руки противника из разрушенных храмов.
А может, это действительно искушение дьявола, посланное людям, как утверждали монахи и правители Средневековья, боровшиеся против распространения карточных игр под страхом смерти?
Тайна эта скрыта в глубине веков.