Как связаны между собой гуманизм и реформация: исторический взгляд
Гуманизм и реформация - два влиятельных движения в культурной и духовной жизни Европы XV-XVI веков. Их связывает общий поиск обновления в ответ на кризис средневекового мировоззрения. Но если гуманисты обращались к античному наследию и человеку как высшей ценности, то реформаторы критиковали церковь во имя восстановления первоначального христианства. Тем не менее, идеи гуманизма во многом подготовили почву для Реформации.
Гуманизм эпохи Возрождения и его роль
Гуманизм зародился в Италии в XIV веке как интеллектуальное течение, провозгласившее ценность человека и всего человеческого. Гуманисты обратились к изучению литературы, философии, искусства античности, чтобы постичь идеал гармоничной личности. Они критиковали схоластику и догматизм церкви, призывали опираться на собственный разум.
Эразм Роттердамский, видный гуманист, писал: "Я не признаю никакого авторитета, кроме светоча разума". Так выражалась вера гуманистов в силы человека.
Гуманистические идеи распространились по Европе в XV-XVI вв. Они способствовали секуляризации общества, переносу акцентов с религиозной сферы на поиски человеческого счастья "здесь и сейчас". Этим гуманизм подготовил условия для Реформации церкви.
Реформация XVI века в Европе
Реформация началась в 1517 году, когда Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге 95 тезисов с критикой католицизма. Его главное обвинение - что церковь отклонилась от первоначального христианского учения и заботится лишь о власти и богатстве.
- Лютер отверг авторитет папы и церковных соборов.
- Объявил, что спасение достигается только верой, а не делами.
- Призвал вернуться к простоте раннего христианства, изучая Евангелие.
Эти идеи нашли отклик у многих. Началось массовое реформационное движение, направленное на обновление церкви. Оно охватило Германию, Швейцарию, скандинавские страны. Так средневековый католицизм потерпел раскол.
Гуманизм как идейный предшественник Реформации
Общие идеи гуманизма и Реформации
Между гуманистами и деятелями Реформации было много общего. Оба течения выступали против лицемерия, коррупции и догматизма церкви. Как связаны между собой гуманизм и реформация в критическом отношении к схоластике - об этом говорят многие факты.
Гуманисты и реформаторы связаны между собой апелляцией к первоисточникам - Священному Писанию и трудам отцов церкви на латыни и греческом. Они рассматривали Библию как главный авторитет, а не постановления пап и церковные предания.
«Священное писание должно быть единственным источником богословия», - утверждал Жан Кальвин, видный реформатор.
Личная вера versus церковные обряды
Между собой гуманизм и реформация связаны упором на внутреннюю, личностную веру, а не внешние церковные ритуалы. Реформация провозгласила основополагающим непосредственные отношения верующих с Богом через молитвенное слово и священные тексты.
Индивидуализм как общая черта
Между ними была и другая общая черта - религиозный индивидуализм. Если в католицизме спасение связывалось с принадлежностью к единой церкви, то протестантизм делал упор на личные усилия в достижении спасения. Также и гуманисты акцентировали права и достоинство каждого человека.
Различия гуманизма и Реформации
Но при всем общем сходстве гуманизм и реформация существенно различались. Если последняя искала опору в Священном Писании и была направлена на религиозное обновление, то гуманизм обращался к античному наследию. Между двумя течениями наблюдались и противоречия по многим вопросам.