Почему в Англии до сих пор сохраняется уникальная для Европы традиция левостороннего движения? Этот вопрос интересует многих, ведь большинство развитых стран давно перешли на правостороннее движение. Даже в колониях Британской империи со временем стали от этого отказываться. Однако сама Англия по-прежнему ездит по левой стороне. Давайте разберемся, в чем причина такого консерватизма.
Исторические корни левостороннего движения в Англии
Впервые левостороннее движение в Англии было закреплено законодательно в 1756 году. Тогда король Георг II издал указ, запрещающий ездить по почему в англии левостороннее движение на дорогах Лондонскому мосту с правой стороны. За нарушение полагался штраф в один фунт стерлингов — по тем временам немалые деньги.
В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила правостороннее движение законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.
С чем же связан такой выбор Англии в пользу левой стороны? Существует две основные версии.
- Влияние морских традиций. В старину английские корабли должны были обходить встречные суда слева. Это правило позже распространилось на сушу.
- Наследие Древнего Рима. Римские легионеры держали оружие в правой руке, поэтому им было удобнее двигаться по левой стороне дороги.
Какую бы версию мы ни приняли, к концу XVIII века левостороннее движение в Англии уже воспринималось как данность. А в 1835 году оно было окончательно утверждено парламентским «Актом о шоссейных дорогах».
Как "левизна" Англии повлияла на другие страны
Будучи великой колониальной державой, Британия экспортировала свои порядки в другие регионы планеты. Так, левостороннее движение прижилось в большинстве ее колоний — от почему в англии левостороннее движение на дорогах Индии до Австралии.
Однако были исключения. К примеру, США после обретения независимости в 1776 году демонстративно перешли на правостороннее движение, отказавшись от британского наследия.
Год | Страна | Переход на правостороннее движение |
1776 | США | После революции и отделения от Англии |
1946 | Корея | После окончания японской оккупации |
Во времена Наполеона произошло противостояние между странами, поддерживавшими Францию, и ее противниками. Первые перешли на правостороннее движение, а вторые, напротив, из политических соображений сохранили левостороннее.
Страны, где сохранилось левостороннее движение
Несмотря на тенденцию перехода на правостороннее движение, в ряде стран до сих пор сохраняется "левизна". Это в первую очередь бывшие британские колонии и доминионы:
- Австралия
- Индия
- Япония
- Таиланд
- ЮАР
Также левостороннее движение присутствует в некоторых островных государствах Океании и Карибского бассейна, например на Барбадосе, Мальдивах и других.
Почему в англии левостороннее движение на дорогах
Интересно, что в Европе Англия остается последней страной, где сохранилось левостороннее движение. Другие государства континента еще в XX веке полностью перешли на правостороннее движение.
Последней из европейских стран отказалась от "левизны" Швеция. Это произошло 3 сентября 1967 года в так называемый «День H».
Причины отказа некоторых стран от левостороннего движения
Хотя переход целой страны на другую сторону дороги — мероприятие весьма затратное и сложное в организационном плане, некоторые государства на это решались.
Чаще всего причиной становились соображения удобства и безопасности при взаимодействии с соседями. К примеру, из африканских стран Гана, Нигерия и другие вынуждены были перейти на правостороннее движение, поскольку вокруг них находились "правые" французские колонии.
Может ли Англия отказаться от левостороннего движения?
Несмотря на сохраняющиеся сложности с взаимодействием с континентальной Европой, сама Англия пока почему не спешит расставаться со своей исторической традицией левостороннего движения.
Опасения вызывает возможный рост аварийности в случае перехода. Кроме того, придется затратить немалые средства на переоборудование автопарка и дорожной инфраструктуры.
Тем не менее в будущем стране, возможно, все же придется пойти на этот шаг. По крайней мере, дискуссии на тему целесообразности сохранения "уникальности" Англии в вопросах организации дорожного движения продолжаются.
Опыт перехода на правостороннее движение в Швеции
Как уже отмечалось, последней европейской страной, отказавшейся от левостороннего движения, стала Швеция. Переход произошел 3 сентября 1967 года и получил название «День H» (от швед. Högertrafik - правостороннее движение).
В этот день в 4:50 утра всем транспортным средствам было предписано остановиться и перестроиться на другую сторону дороги. Уже в 5:00 движение возобновилось, но уже с соблюдением правостороннего принципа.
Хотя операция далась нелегко, она прошла достаточно гладко и позволила Швеции гармонизировать правила дорожного движения с соседними странами.
Левостороннее движение как туристическая проблема
Сохранение Англией и некоторыми другими странами левостороннего движения создает определенные трудности для туристов из "правосторонних" государств.
Приехавшим на отдых приходится проходить адаптацию к непривычной для них системе организации дорожного движения. Это потенциально сопряжено с риском дорожно-транспортных происшествий.
Советы для водителей, планирующих поездку в "левостороннюю" страну
Чтобы снизить опасность аварии, специалисты рекомендуют всем водителям из Европы, США и других "правых" стран, собирающимся, например, в отпуск в Англию, заранее морально настроиться и по возможности ознакомиться с местными правилами дорожного движения.
Плюсы и минусы право- и левостороннего движения
Интересно, что специалисты не считают какую-то одну схему организации движения идеальной. У право- и левостороннего подходов есть как свои преимущества, так и недостатки.
В конечном итоге большинство развитых стран постепенно пришли к единому правостороннему стандарту, которого придерживается сегодня около 66% водителей мира. Однако Англия и ряд других государств сохраняют верность историческим традициям своего левостороннего движения.
Статистика аварийности в "левосторонних" странах
Интересный вопрос - насколько левостороннее движение влияет на безопасность на дорогах? Давайте посмотрим на статистику.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в Англии ежегодно в ДТП погибает 28 человек на 1 миллион населения. Для сравнения, в соседней Франции с ее правосторонним движением этот показатель составляет 55 человек.
С другой стороны, в Швеции после перехода в 1967 году на правостороннее движение смертность на дорогах не выросла. Более того, в 1970-е годы она даже снизилась по сравнению с предыдущим десятилетием.
Международное сотрудничество по вопросам организации дорожного движения
Хотя большинство стран мира придерживаются правостороннего движения, сохраняющаяся "левизна" Англии и ряда других государств приводит к необходимости выработки общих подходов.
В частности, в рамках ООН венская Конвенция о дорожном движении регулирует основные принципы организации движения, обязательные для стран-участниц.
Историческая реконструкция введения левостороннего движения в Англии
Чтобы лучше представить себе, как все начиналось, можно мысленно перенестись в Англию XVIII века и реконструировать те события.
Вероятно, первые повозки и кареты стали придерживаться левой стороны под влиянием сложившихся традиций. А затем эта практика постепенно распространилась и закрепилась в виде официальных указов.
Вызов консервативным традициям или постепенная адаптация?
Итак, левостороннее движение в Великобритании уходит корнями в историю и является частью национальной самоидентичности. Но рано или поздно стране, возможно, придется перейти на стандарты современного мира.
Вопрос в том, преодолеет ли Англия эту трансформацию резко, как когда-то Швеция, или постепенно адаптируется к новым реалиям. Пока же она сохраняет в данном вопросе свой традиционный консерватизм.