Как малыши от года до двух лет учатся самоконтролю

Исследования подтверждают, что обучение самоконтролю возможно. Дети выигрывают, когда мы устраняем соблазны и отвлекающие факторы и создаем среду, которая поощряет самоограничение. Детям также нужны своевременные напоминания, чтобы оставаться на верном пути, и конкретные, практические советы, как оставаться мотивированным, преодолевать препятствия и придерживаться плана.

Что такое самоконтроль и насколько он важен

Самоконтроль определялся многими способами — как сила воли, самодисциплина или добросовестность. Но как бы вы его ни определяли, самоконтроль — это способность регулировать себя.

Может ли ребенок противостоять отвлекающим факторам? Сдерживать импульсы? Оправляться от сложных эмоций? Откладывать удовлетворение и планировать заранее? Очевидно, что многое зависит от возраста ребенка. Малышам не хватает самоконтроля, как у детей постарше. Самоконтроль развивается с годами, и некоторые из самых больших изменений происходят в возрасте от 3 до 7 лет. Но есть и много индивидуальных различий. У некоторых детей больше проблем с саморегуляцией, и они страдают от этого.

Так как же нам воспитывать самодисциплину у детей

Некоторые скажут вам, что мы не можем — что «все в генах». Но наука не поддерживает это утверждение. Исследования показывают, что гены играют роль в формировании развития саморегуляции. Но родители и учителя тоже. На самом деле, мы можем оказать большое влияние на то, как ведут себя наши дети.

Помогите детям избежать искушения

  • Разработайте "план отступления". Заранее обсудите с ребенком, как он будет реагировать в ситуациях, когда столкнется с искушением.
  • Создайте вокруг ребенка поддерживающую среду. Ограничьте доступ к вредным продуктам дома и старайтесь проводить время в местах, где искушений меньше. Вместо того чтобы идти в торговый центр, где на каждом шагу фастфуд, сходите в парк или на выставку.
  • Научите ребенка отвлекаться. Если он чувствует сильное желание съесть что-то вредное, предложите ему заняться чем-то другим: почитать книгу, поиграть, позвонить другу. Отвлечение поможет переключить внимание и снизить интенсивность желания.

Подчеркивайте позитивные стороны самоконтроля. Объясните ребенку, что умение отказываться от искушений поможет ему достичь своих целей в будущем. Например, если он не будет тратить деньги на сладости, он сможет накопить на новую игрушку.

Создайте среду, в которой самоконтроль будет постоянно поощряться

Возможно, вы слышали о знаменитом эксперименте. Дошкольникам давали выбор между одним угощением сейчас и двумя позже, и дети, которые демонстрировали наибольшую способность ждать, в последующие годы показывали лучшие результаты. Они лучше справлялись с тестами на успеваемость в школе, с большей вероятностью заканчивали колледж и с меньшей вероятностью страдали от проблем со злоупотреблением психоактивными веществами.

Вернувшись к изучению вопроса, Селеста Кидд задумалась о влиянии детских ожиданий. Если предыдущий опыт показал, что взрослые часто нарушают обещания, а системы не гарантируют честного распределения благ, то зачем ребенку проявлять терпение ради возможного вознаграждения в будущем? Кидд проверила это предположение экспериментальным путем, получив подтверждающие результаты. Оказалось, что даже небольшое количество разочарований может снизить у детей стремление к отложенному вознаграждению. Дальнейшие исследования показали, что наша способность ждать зависит от оценки рисков и потенциальных преимуществ. То есть дети учатся ожиданию и самоконтролю на основании своего опыта.

Комментарии