Как так получается, что мошенники берут кредиты: может, пора наказывать сотрудников банков?

Инициатива о введении наказаний для банковских работников за мошеннические займы поступила от совета финансового рынка в адрес Центробанка. Специалисты предлагают установить серьезную ответственность для сотрудников, работающих заодно с мошенниками. Каково обоснование этой инициативы и ее возможные последствия? Об этом читайте ниже.

Меры суровые, но оправданные

В связи с участившимися случаями оформления разного рода займов без ведома и согласия клиентов и содействия банковских работников в выводе средств злоумышленниками, предложено наложить ответственность на банковских работников, причем не только в виде штрафов, но и уголовную. В НСФР констатируют, что отдельные работники кредитных отделов банка сознательно помогают реализовывать такие мошеннические схемы.

При первом выявлении подобного рода нарушений сотрудник банка должен нести административную ответственность. В случае же повторных или многократных подобных действий речь может идти об уголовном наказании. В России были зафиксированы случаи, когда мошенники специально направляли клиентов в конкретные отделения небольших банков, где у них были "свои люди". Центробанк пообещал изучить эту инициативу в установленном порядке.

Мошенники берут кредиты все чаще

По итогам 2024 года тысячи россиян стали жертвами мошенников, потеряв в общей сложности 27,5 миллиарда рублей. За год объем похищенных средств вырос на значительные 74 процента. Несмотря на это, финансовым учреждениям удалось предотвратить хищение 13,5 триллиона рублей и заблокировать 72,17 миллиона попыток мошеннических действий.

В целях усиления борьбы с мошенничеством российские власти приняли решение предоставить гражданам возможность устанавливать добровольный запрет на выдачу им всех видов займов. Данный проект вступил в силу 1 марта этого года. За первые дни работы сервиса около 3,6 миллиона россиян уже установили самозапрет на получение кредитов.

Сработают ли карательные меры

Инициатива о наказании банковских сотрудников вызывает у специалистов неоднозначную реакцию. Существует мнение, что банки заинтересованы в получении прибыли и могут быть не склонны брать на себя ответственность за последствия мошеннических действий, жертвами которых становятся их клиенты.

Дело в том, что мошенники часто применяют пластиковые карты или зараженные устройства. В связи с этим предложение об ответственности для работников банка, которые не участвуют в преступлениях, может рассматриваться как попытка усилить контроль над персоналом.

Сегодня уголовное законодательство уже введено за мошенничество в сфере оформления займов и злоупотребление служебным положением. Поэтому распространено мнение, что новые меры ответственности не окажут существенного влияния на ситуацию. Специалисты считают, что гораздо важнее усилить профилактику подобных преступлений.

Современная система борьбы с мошенничеством в банковской сфере ориентирована на блокировку конкретных операций, но не предлагает эффективных мер по предотвращению мошенничества. Именно разработку таких превентивных мер следует считать приоритетной задачей. Кроме того, необходимо повышать уровень финансовой грамотности населения и расширять возможности использования самозапретов, что особенно актуально для пожилых людей. Наряду с этим предлагается внедрить механизм возмещения украденных средств до суда.

Комментарии