Изолированная от внешнего мира Северная Корея представляет собой уникальный социальный эксперимент. В то время как страна активно развивает ядерные технологии и поддерживает внушительную армию, ее автомобильная промышленность предлагает неожиданный контраст: копии известных зарубежных моделей на фоне общей технической отсталости.
Начало истории автопрома в КНДР
Стремясь к самодостаточности и независимости от внешнего мира, Северная Корея в середине XX века начала развивать собственное автомобилестроение. Основой для этого послужила передача советских технологий.
Советские инженеры поделились технической документацией на ряд моделей автомобилей, что позволило КНДР начать производство их лицензионных копий. Первым шагом на этом пути стало строительство завода Sungri Motor Plant в 1950 году. Однако из-за сложной политической обстановки и последующей Корейской войны полноценное производство автомобилей на заводе началось лишь спустя несколько лет.
Несмотря на трудности, автомобильная промышленность КНДР постепенно развивалась. Она стала обеспечивать страну необходимой техникой и демонстрировать стремление к технологической независимости в условиях строгой изоляции.
Грузовые северокорейские машины
В 1958 году завод Sungri выпустил свой первый грузовик Sungri-58 — точную копию советского ГАЗ-51. Однако корейская версия отличалась меньшей надежностью и высоким расходом топлива. Позже ассортимент завода пополнился шестиосным Sungri-60 грузоподъемностью 10 тонн. Интересная особенность некоторых моделей Sungri — газогенераторы, позволявшие работать на дровах, что было актуальным решением в условиях дефицита топлива.
Модельный ряд северокорейского автозавода пополнился шестиосными самосвалами Sungri 64 и Jaju 64, созданными на базе советского КрАЗ-256. Появление этих мощных грузовиков, способных перевозить значительные грузы, сделало менее востребованной предыдущую модель Sungri-60.
Северокорейский автопром не ограничился копиями советской техники. Завод Sungri Motor Plant освоил производство мощных самосвалов Sungrisan 25 и Konsor 25, созданных по образцу белорусского БелАЗа. Эти машины, способные перевозить до 25 тонн груза со скоростью 65 км/ч, стали свидетельством развития тяжелого машиностроения в КНДР. Производство этих моделей продолжается и по сей день, что говорит о стабильности северокорейского автопрома.
Легковые авто закрытой страны
В качестве представительских автомобилей в Северной Корее использовались Achimkoy, копии советской «Победы», и Kaengsaeng 88, созданный по образцу Mercedes-Benz 190E. Последний был результатом тщательного изучения и копирования немецкого автомобиля, с единственным отличием — вместо звезды Mercedes на капоте красовалась эмблема северокорейского производителя.
Несмотря на внешнее сходство с Mercedes-Benz 190E, северокорейский Kaengsaeng 88 имел ряд существенных недостатков. Отсутствие системы вентиляции делало поездки на нем пыльным испытанием, а ручная сборка ограничивала производство и не гарантировала высокое качество.
Парадоксально, но ручной труд и дефицит преподносились как признаки роскоши. Интересно, что вместо оригинального немецкого двигателя под капотом Kaengsaeng 88, по некоторым данным, находился мотор от советского ГАЗ-69.
Pyeonghwa Motors – отечественные северокорейские авто
Удивительным фактом является существование в Северной Корее автозавода Pyeonghwa Motors, созданного при участии южнокорейского капитала. Расположенный в городе Нампхо завод производит автомобили по лицензии зарубежных компаний, таких как Fiat и Brilliance. Однако после смерти основателя завода объемы производства существенно снизились. Одним из наиболее известных автомобилей, выпускаемых заводом, является Hwiparam I, созданный на базе Fiat Siena.
Начав с компактвэна Ppeokkugi I, созданного по образцу Fiat Doblo, компания Pyeonghwa Motors постепенно расширяла свой модельный ряд. Позже появились модели Ppeokkugi II (на базе Dandong Shuguang) и внедорожник Ppeokkugi 4WD-1, который впоследствии был модернизирован и получил название Ppeokkugi 2405. Однако, несмотря на разнообразие моделей, многие из них не получили широкого распространения.
В Северной Корее личное авто – это роскошь
Общественный транспорт – основа транспортной системы Северной Кореи. Троллейбусы и трамваи, как отечественного, так и импортного производства, являются основным средством передвижения для большинства граждан страны. Личный автомобиль же остается роскошью, доступной лишь немногим.
Автопарк Северной Кореи пополняется как за счет продукции отечественных производителей (Pyeonghwa Motors, Sungri Motor Plant), так и за счет импорта. Примером импортных автомобилей могут служить российские Lada Priora, которые с 2008 года стали довольно распространены на дорогах страны.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание