Санкции... Как много жути в этом слове. В последние годы российский авторынок действительно столкнулся с серьезными испытаниями. Многие были связаны с введением международных санкций.
Но все ли так плохо? Да, рынок стал другим, но стоило ли автомобилистам тревожиться? Так ли любимые марки и модели стали недоступными? Давайте разберем детальнее, как именно санкции трансформировали привычный нам автомобильный рынок.

Стабильность рушится на глазах?
Невольно может так и показаться. Но достаточно лишь внимательнее понаблюдать за происходящими изменениями, и можно заметить, как российский автопром буквально поднялся из пепла. Он не просто адаптировался к новым реалиям, но и заметно преобразовался.
Все случившиеся процессы можно проанализировать через призму социологического подхода. Будет несложно проследить, как трансформировался не только ассортимент, но и сама структура отечественного авторынка - он стал отвечать на все вызовы текущего времени.

Грянули санкции - авторынок стал меняться
Когда на Россию обрушились первые санкции, автомир отреагировал моментально - начал меняться. Привычные марки и модели быстро куда-то исчезли из салонов, уступив место новым, совершенно незнакомым брендам. Если раньше в стране было представлено около 30 автоконцернов и 49 марок, то к концу года их осталось всего 14, при этом большую долю заняли китайские производители.
Большинство известных западных компаний, у которых не было своих производств в России, попросту объявили о прекращении поставок. Разумеется, это стало серьезным ударом для автолюбителей. Еще бы, ведь их любимые модели на глазах становились все недоступнее.

Надо заметить, самим производителям тоже было непросто. Особенно сложно пришлось тем, кто вложил в Россию значительные средства, как, например, Renault, которая передала свой завод государству всего за... один рубль!
Но все ли так плохо
Нет, далеко не все так плохо. Как мы уже упомянули выше, на смену ушедшим западным брендам пришли новые производители. В основном китайские. Также стали возрождаться отечественные марки. Пример - "Москвич". И пусть пока это сборка из китайских деталей, но это все же огромный шаг вперед!
Что с продажами
Безусловно, такие кардинальные перемены не могли не отразиться на продажах. В 2022 году реализация автомобилей упала кардинально - на 59% в сравнении с предыдущим годом. Что уж тут говорить: даже Lada, традиционный лидер, показала результат на 46% ниже прошлогоднего!
К 2024 году ситуация на рынке начала стабилизироваться, хотя полного восстановления еще не произошло. Доля китайских автомобилей достигла 60%, и эта тенденция сохраняется до сих пор. Продажи новых машин в 2023 году выросли на 14%, но все еще не достигли докризисного уровня.

Делается большой упор на "антисанкционные" автомобили
О том, что в стране стали "поднимать" отечественный автопром, мы уже упомянули. Но стоит отметить отдельно, что большое внимание теперь уделяется "антисанкционному" производству.
Яркий пример - новая разработка
Первые опытные экземпляры новой модели были собраны на автомобильном заводе КамАЗ в середине 2024 года. Надо сказать, работа прошла не без сложностей. Инженеры столкнулись с кое-какими технологическими проблемами. Например, крепление раздаточной коробки поначалу казалось слишком сложным, даже конвейер останавливали из-за этого. Но специалисты во всем разобрались - внесли нужные корректировки в конструкторскую документацию и наладили бесперебойный выпуск.
В "антисанкционном" исполнении уже готовый КамАЗ-65955 получил ряд технических улучшений:
- более мощный 560-сильный двигатель,
- альтернативные варианты рулевого управления,
- усиленную коробку передач,
- раздаточную коробку,
- пневматическую аппаратуру.
Все инженерные решения были направлены на повышение надежности, грузоподъемности и плавности хода большегруза. Это главное.

Пример КамАЗа - лишь единичный случай, и он не единственный во всей стране. Отечественный производитель старается не только адаптировать уже существующие модель, но и налаживать их серийное производство. Так, например, в 2024 году с конвейера КамАЗ сошло 59 машин, а на 2025 год запланирован выпуск уже 360 новых автомобилей! Это лишь доказывает, что отечественный автопром старается обеспечить своих потребителей надежной и современной техникой, отвечающей вызовам времени. Скажем больше: он способен это сделать!
У АвтоВАЗа свой прорыв
Не отстает и АвтоВАЗ - еще один крупный отечественный производитель. 28 января президент Владимир Путин посетил завод в Тольятти. В рамках этого визита была проведена видеопрезентация о деятельности компании, ее производственной системе и процессе цифровизации. А также был представлен предсерийный

Автомобиль этот создан на современной высокотехнологичной платформе и предлагается в трех модификациях кузова. Старт серийного производства конкретно этой модели намечен на апрель 2025 года.

Кроме этого глава государства ознакомился и с другими перспективными разработками АвтоВАЗа. Среди них - полноприводный электромобиль "е-Нива", а также макеты новых городских кроссоверов и минивэна. Столь широкий модельный ряд наглядно еще раз показывает, что автопроизводитель активно работает над пополнением своей продуктовой линейки с учетом актуальных трендов рынка.

Стоит ли говорить, что визит президента на завод АвтоВАЗ - очередное подтверждение того, что государство уделяет пристальное внимание развитию отечественного автопрома? Неудивительно, ведь задача этой отрасли - обеспечивать потребителей актуальными и высококачественными транспортными средствами. И надо отметить, перспективы в этой части очень даже неплохие, несмотря на все санкции и сложности, которые они порождают.

В 2025 году российский авторынок точно продолжит восстанавливаться и не перестанет меняться. Скорее всего, доля китайских автомобилей на нашем рынке будет только увеличиваться, но и отечественные компании будут постепенно наращивать выпуск. Ожидается, что количество проданных новых автомобилей составит от 1,2 до 1,3 миллиона штук.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание