Режиссер “Аутсорса” Душан Глигоров о выборе материала и любви к сложным проектам

Премьера нового сериала "Аутсорс" от режиссера Душана Глигорова состоялась в Okko. Он также снял "Хрустальный", "Трассу" и "Химеру", которые, несмотря на непростые темы, завоевали широкую аудиторию. В отличие от его предыдущих работ, созданных в сотрудничестве со сценаристом Олегом Маловичко, сценарий к "Аутсорсу" написала Анна Козлова. Режиссер делится своими размышлениями о новом опыте, сложных проектах в карьере и воздействии его киноработ на зрителя.

О выборе материала

Душан Глигоров не раз упоминал в интервью, что он режиссер не пишущий. Он поясняет: "Переданный мне материал от авторов и производственных компаний всегда является основой моей работы. Здесь важны не только мои личные предпочтения и заинтересованность, но и, безусловно, удача и везение. При создании фильмов у меня не было намерения создавать некую "антологию зла".

Главным критерием при выборе сценария для меня всегда остается личная вовлеченность в историю. Возникает ли желание поделиться ею, рассказать другим? И каждый из этих сценариев с первых страниц не просто заинтересовал меня, а по-настоящему захватил и увлек! Так сложилось, что в моей работе последовательно появились проекты, затрагивающие темы насилия, природы зла, истоков проблем, ошибок прошлого.

Безусловно, на это повлияло сотрудничество со сценаристом Олегом Маловичко. Олег – мастер в этой тематике, она ему глубоко интересна, и в то же время она близка каждому из нас. Все мы в той или иной мере сталкивались с подобными ситуациями, испытывали схожие проблемы, поэтому это находит отклик не только у меня, но и у зрителей наших работ".

О режиссерском "почерке" в фильмах

Душан Глигоров признает, что у него есть свой индивидуальный режиссерский "почерк". Он говорит так: "Я надеюсь привнести собственное режиссерское видение в предложенные мне сценарии. И как известно, режиссура во многом схожа с литературным творчеством – писатель, по сути, всю жизнь работает над одной и той же книгой. Вероятно, это относится и ко мне…

Приступая к любому проекту, всегда рассчитываешь на отклик, на резонанс. Популярность моих фильмов, вероятно, обусловлена тем, что они рассказывают истории, близкие каждому. Истории о том, как достичь гармонии с собой, как найти общий язык с матерью, как построить отношения с дочерью. Эти вопросы актуальны для каждой семьи, и в каждой семье есть нерешенные проблемы. На первый взгляд, это простые истины, но сделать шаг к их решению невероятно трудно".

О глубоком воздействии кино на человека

По словам режиссера, кинематограф в определенной степени может выполнять функцию психотерапии, но вряд ли способен кардинально изменить нашу жизнь. Душан Глигоров объясняет: "Кинематограф не предлагает готовых решений, и попытки поучать зрителя превращают его в неприятное зрелище, полное морализаторства. Я же надеюсь, что кино способно стать импульсом к тому, чтобы человек задумался о волнующих его вопросах, и, возможно, даже подтолкнуть его к первому шагу на пути к разрешению этих проблем.

В своих работах я не стремлюсь давать однозначные ответы. Мне кажется важным ставить вопросы перед зрителем. Именно когда возникают вопросы, когда зритель вместе с героями погружается в процесс сопереживания и размышления, кино обретает истинную ценность, переставая быть навязчивой попыткой кого-то чему-то научить. Никому не нравится, когда его поучают. Это неэффективный способ воздействия на аудиторию".

О любви к сложным проектам

Сценарий для фильма "Аутсорс" был создан Анной Козловой, автором фильмов, известных своими острыми, сатирическими диалогами. В этот раз в сотрудничестве с Душаном Глигоровым им удалось воплотить в жизнь напряженную драму, включающую элементы триллера. Режиссер отметил, что этот проект стал для него сложным, но в то же время увлекательным опытом.

Душан Глигоров рассказывает: "Это был мой дебют в работе с материалом Анны Козловой. Признаюсь, до этого я был знаком лишь с ее "Кратким курсом счастливой жизни". "Аутсорс" привлек меня своей непохожестью на все мои предыдущие работы и невероятной сложностью. В отличие от "Хрустального" и "Трассы", где мы тщательно исследуем прошлое для понимания настоящего, "Аутсорс" погружает нас в жизнь героев в определенный момент времени.

Мы почти не знаем об их прошлом, наблюдая за их существованием здесь и сейчас – за их ошибками, мучениями, стремлением хоть как-то улучшить свою жизнь. И это не менее захватывающе! Вызывает такое же сильное сопереживание и вовлеченность. В сценариях Анны Козловой меня также поразили меткие, провокационные и живые диалоги, балансирующие на грани сатиры. Делая свои правки, я постарался в полной мере сохранить интонацию оригинального текста".

Об особом формате "Аутсорса"

По словам режиссера, выбор формата кадра 4:3 для "Аутсорса" был обусловлен не только ассоциациями с тюремной тематикой и образом решеток, но и другими съемочными задачами. Душан Глигоров поясняет: "В этом фильме не всегда понятно, кто в большей степени посажен в клетку – заключенные или их охранники. Эта ключевая идея сериала нашла отражение в визуальном решении – сознательном выборе формата 4:3 вместо привычного широкоформатного 16:9.

Такой формат подсознательно воспринимается как "ограниченный", "обрезанный". Действие "Аутсорса" разворачивается в 1996 году, когда телевизоры формата 4:3 были повсеместны. С самого начала сериала становится ясно, что главные герои ограничены рамками собственного сознания, страхами, запретами, инфантильностью и несоответствием общественным нормам".

О секретах раскрытия персонажей на экране

Душан Глигоров признается: "Я не считаю себя экспертом в психологии, но уверен, что для актера главное – это понимание своего персонажа. У меня всегда есть общее видение того, как герой должен действовать в сцене, будь то мужчина, женщина или ребенок. Однако я всегда предоставляю актеру свободу интерпретации, чтобы он мог воплотить персонажа так, как он его чувствует. Ведь не случайно именно этого актера выбрали на роль!

Мне кажется, что актер, погруженный в обстоятельства своего героя, интуитивно чувствует вернее, чем любые мои режиссерские задумки. В "Аутсорсе" вы не найдете однозначно отрицательных персонажей. Я вообще не люблю сценарии, где есть четкое разделение на "плохих" и "хороших". В жизни все мы бываем разными, и порой нас удивляют негативные поступки людей, которых мы считали хорошими, или проявления доброты от тех, кого мы могли бы назвать мерзавцами".

Комментарии