Елена Лядова об образах женщин с сильной судьбой, авторском кино и сомнении в профессии

Елена Лядова – очень самобытная актриса, многогранность творческого дарования которой не перестает удивлять зрителей. Ею сыграно более 50 громких и пронзительных ролей в кино, а за плечами также работы в театральных постановках. Многие из ролей артистки стали событием в отечественном кинематографе, но сама она уверена, что лучшие проекты у нее еще впереди.

О начале пути – жизненного и творческого

Елена Лядова вспоминает: "Я уже с детства блистала на подмостках бабушкиной террасы. Я выступала перед гостями, вообще дети тогда много времени проводили рядом со взрослыми. Это и была моя база актерская, первые зерна – какие-то показы мод, конкурсы красоты, спектакли самодельные. При этом я никогда ни в какие театральные кружки не ходила.

Я училась рисовать, выжигать, освоила джиу-джитсу – это было модно тогда. И когда я потом пошла поступать в театральный, в знаменитую "Щепку", оказалось, что я вообще не подготовлена в этом плане. Я не прошла по конкурсу, но все же мне хватило баллов на платное отделение. Правда, уже к концу первого курса меня перевели на бесплатное, разглядели талант мой, что ли. Скорее, увидели мой труд, стремление к совершенству в профессии".

О работе в театре юного зрителя

Елена Лядова вспоминает, что первое время после попадания в МТЮЗ ей пришлось пройти местный "курс молодого бойца". Артистка рассказывает: "Я снова окунулась в студенчество, вернулась к ролям березки, мышки, лягушки. Через это здесь все начинающие проходят. Но я сразу влюбилась в этот театр, полюбила его всей душой. Меня потом еще приглашали в театр Товстоногова, в театр "Эт Сетера" Калягина. Но я осталась в МТЮЗе.

Я проработала здесь десять лет, было много интересных ролей, были награды. Но потом меня стали приглашать в кино. И я увидела, что тот мир тоже не менее интересен, чем театральный. Я поняла, что пришло время делать выбор, ведь я не могу делать что-то наполовину. Мне надо отдаваться работе полностью. И я ушла из МТЮЗа в киношный мир".

О первых ролях в кино

Одной из первых картин для Елены Лядовой стал фильм "Космос как предчувствие", почти параллельно вышел "Солдатский декамерон". Артистка сразу получила значимые роли и окунулась с головой в покорение киношного Олимпа. Сама она вспоминает: "Мне с самых первых ролей попадались глубокие героини, трагичные, и фильмы получали хорошие отзывы, активно смотрелись зрителем.

Например, был хороший фильм "Биение сердца" про смертельно больную женщину, он тогда громко прозвучал. Дальше было еще несколько неплохих "телемувиков" – это двухсерийные фильмы выходного дня. Очень люблю фильм "Любка" про женщину, отбывающую наказание в зоне. Именно эта работа принесла мне первую настоящую известность среди зрителей. Вообще я люблю фильмы, которые адресованы обычным, живым людям, а не безликой вечности. Она всегда молчит, в отличие от живого зрителя".

Об образах женщин с сильной судьбой

За роль в недавно вышедшем фильме "Воздух" Елена Лядова получила своего четвертого "Золотого орла". Артистка признается, что ей приятно получать награды, слышать похвалу от зрителей и коллег, но, главное, понимать, что роль была отыграна на 100%. Елена рассказывает: "В этом фильме я – суровая, неприступная женщина с непростой судьбой, руководящая отрядом летчиц. Я какое-то время дала себе зарок не играть такие роли, отдыхала от них. Но от этой роли я не могла отказаться. Мы с режиссером Алексеем Германом давно знакомы, и история этих летчиц поистине великая. Это кино про то, как простые девушки, которые мечтали об обычном женском счастье, были вынуждены стать вдруг сильными, стать героями. Это фильм о скрытой силе внутри каждой женщины и о том, что нам нужны такие герои в любую эпоху.

В фильме "Чистый лист" у меня тоже сильная роль. Там нет положительных и отрицательных героев, идет духовный симбиоз между моей взрослой, умудренной опытом героиней и молодой совсем девочкой. И сильная женщина вдруг понимает, что и она знает не все и ей есть чему поучиться у этого подростка с израненной душой. Я люблю такие роли женщин с сильной судьбой, потому что они всегда неоднозначные и очень глубокие".

Об авторском кино

Елена Лядова с особым трепетом говорит о своем участии в так называемом авторском, фестивальном кино. Роли в таких фильмах, как "Елена", "Левиафан", "Географ глобус пропил", стали для нее знаковыми, надолго врезались в душу. Артистка рассказывает: "В авторском кино другой киноязык, я использую другие инструменты для раскрытия своего персонажа.

В этих картинах режиссером закладывается некая сверхзадача, ради чего это произведение создавалось. Тут точно нет никакого развлекательного характера, эти фильмы не пытаются нас утешить. Это такой "тренажер" для души, инструмент, благодаря которому можно через искусство что-то новое открыть в себе. Это такое кино, которое должно, образно говоря, поменять ваш состав крови".

О сомнении в профессии

Елена Лядова честно признается, что актерская профессия в ее понимании – сложнейшее ремесло, и дано это не каждому. Например, она яростно отговаривала от поступления в Щепкинское училище своего младшего брата, хотя вся семья была за. Актриса рассказывает: "Когда я поняла, что отговорить брата не получится, мне ничего не оставалось, как просто помогать ему. Я подбирала материал, давала практические советы, но никогда не скрывала, что не поддерживала изначально его выбор.

Даже сыграв уже десятки ролей, я до сих пор не уверена, что делаю все идеально. Сомнения есть всегда, я сомневаюсь в себе. И это сложно даже для профессионала, не говоря уже о начинающих актерах. Наступает выгорание, разочарования одолевают. Я это проходила, было очень тяжко. И хорошо, если хватит упорства и сил это все пройти и в профессии остаться, а многие не выдерживают. Вот почему я не так радужно восприняла решение брата стать актером. Мне просто не безразлично его будущее".

О самокритике и актерской интуиции

Елена Лядова признается, что для актера очень важно обладать некой самокритикой и чувствовать, где сыграно честно и хорошо, а где нужно еще доработать. Она объясняет: "Любые призы и награды – это вещь субъективная. Это так или иначе мнение определенной группы людей, вопрос их восприятия и вкуса. Но это не показатель для актера, правильно ил он отыграл, успешен ли он в общем, глобальном смысле.

То, насколько хорошо сыграна роль, можете знать только вы сами. И тут важна самокритика и какое-то внутреннее чутье. Вокруг так много обласканных наградами актеров, но это не значит, что они лучше тех, у кого нет титулов и призов. Просто работы последних были более скромными и незамеченными, хотя и не менее профессиональными.

Зритель тоже, как видно из практики, не всегда прав. Бывает, что фильм принят на ура, а ваш внутренний цензор говорит, что было много недоработок, что можно было сыграть лучше. И только когда ваш внутренний голос начнет совпадать с внешним проявлением – славой, наградами, зрительским восприятием, тогда только вы станете профессионалом своего дела во всех смыслах".

Комментарии