Хабенский: "У меня золотые руки, и неважно, из какого места они растут"

Константин Хабенский – имя, которое прочно ассоциируется с российским кинематографом и театральной сценой. Этот многогранный талант проявился не только в актерской игре, но и в режиссуре, продюсировании и сценарном мастерстве. Признанием его выдающегося вклада в искусство стали престижные награды, среди которых премии "Ника", ТЭФИ и "Золотой орел", заслуженно подчеркивающие его статус одного из самых ярких и уважаемых деятелей российской культуры.

О единомышленниках и врагах

С тех пор как актер возглавил МХТ им. Чехова в качестве художественного руководителя, по его словам, количество его сторонников заметно возросло. Он объясняет, что основной трудностью в этом прославленном театре является рождение идеи и способность личным примером и вовлеченностью вдохновить коллег поверить в нее и двигаться вперед. Артист отмечает, что многие захотели пройти этот путь вместе с ним.

При этом он не отрицает, что стало больше и противников, добавляя: "А у кого их нет? Только у тех, кто ничего не стоит". Художественный руководитель признается, что этот опыт позволил ему лучше узнать себя и окружающих, увидеть как положительные, так и отрицательные стороны.

Например, к своим единомышленникам Хабенский причисляет актера Юру Борисова. В интервью он рассказывает: "Мне нравится Юра и как человек, и как профессионал. В одном "коротыше" плотно с ним работали. Его кинопуть тогда только начинался, но он очень ответственно относился всегда к своему делу. Теперь его номинировали на престижную премию, думаю, вполне заслуженно".

О множестве творческих ипостасей

Константин Хабенский несколько лет назад начал петь. Сам он комментирует это так: "Если говорить по существу, то, чем я занимаюсь, сложно назвать профессиональным вокалом. Скорее, это можно охарактеризовать как актерское исполнение песен. Наблюдая за выступлениями настоящих вокалистов, я осознаю, что мне не достичь их уровня мастерства.

Тем не менее мне довелось исполнить песни Петра Лещенко в одном сериале. Это было именно актерское пение, хотя и с элементами вокальной подготовки: меня учили, как правильно использовать опору и вести звук. Однако, признаюсь, в процессе озвучивания все эти вокальные премудрости как-то улетучились из памяти".

Хабенский одновременно и худрук, и директор театра. Он объясняет, почему никак не может никому делегировать административные полномочия: "Мое совмещение двух должностей – это продолжение традиции, заложенной Олегом Павловичем Табаковым. Он придерживался мнения, что в театре необходимо единоначалие. При этом поиск подходящего первого заместителя – задача, требующая серьезного подхода и времени на налаживание эффективной работы. Нужно время, чтобы заместитель смог взять на себя часть нагрузки директора".

О благотворительности

В 2008 году Константин Хабенский создал собственный благотворительный фонд. Он рассказывает: "Это стало делом, которое захватило меня и от которого уже невозможно отказаться. Если бы на начальном этапе, допустим, через полгода после начала благотворительной деятельности, я сдался, то все бы просто рухнуло. Однако уже через год фонд смог оказать помощь пусть и небольшому числу детей. И тогда бросить это дело было бы неправильно, это противоречило моим принципам и воспитанию.

Сейчас в нашем фонде работает значительный штат сотрудников, но в самом начале я лично посещал больницы, видел больных детей, смотрел в глаза их матерям. Это было тяжело эмоционально. Но в тот момент никто другой не мог бы это сделать за меня. Мы помогаем обществу осознать, что эти дети не изгои, они заслуживают полноценной жизни и имеют надежду на выздоровление".

О режиссерском опыте

В свое время режиссерский кинодебют Хабенского "Собибор" попал в лонг-лист "Оскара". Сам он говорит об этом так: "Решение самому сесть за режиссерский монитор на съемках "Собибора" было принято довольно спонтанно. К тому моменту у меня уже было понимание работы художника, оператора. Этих знаний оказалось достаточно, чтобы снять фильм в соответствии с моим видением. Уже на этапе монтажа я осознал свои недочеты и продолжил учиться.

Как в кино, так и в театре мне посчастливилось работать с несколькими по-настоящему увлеченными и талантливыми людьми, которых по праву можно назвать режиссерами. Я ни в коем случае не претендую на это звание. Однако свое видение того, каким должен быть фильм, мне не удалось донести до других. Поэтому, отбросив ложную скромность, я собрал актерскую команду и снял его самостоятельно".

О необходимости быть разноплановым

Константин Юрьевич не раз признавался, что в кадре и в ледяную воду нырял не по своей воле, и горел, и представал знатоком самых разных профессий. Артист поясняет: "Суть актерской игры заключается не в изображении профессиональных навыков, а в раскрытии человеческой сущности, стоящей за ними. Это принципиальное различие. Нельзя упустить эмоциональную составляющую своего персонажа.

У меня золотые руки, и неважно, из какого места они растут. Мне по-настоящему нравится что-то мастерить своими руками, хотя не всегда все выходит идеально. К тому же свободного времени на это почти не остается. Конечно, если в доме случается какая-то экстренная ситуация, приходится браться за дело".

О детях актера и их предполагаемом будущем

Сыну Константина Хабенского Ивану сейчас 17 лет, и он уже успел поучаствовать в проектах своего звездного отца. Актер рассказывает: "Сын пока находится в поиске своего призвания, пробует различные направления, меняет их, прислушиваясь к советам. Я стараюсь направлять его, задавая вопросы о том, верно ли он понимает суть той или иной профессии. Внимательно слушаю его ответы и делюсь своим видением.

В любом случае Иван сейчас стоит перед выбором, который, возможно, и не определит всю его дальнейшую жизнь. Мой преподаватель Фильштинский, например, набирал на курс 26 человек, но выпустились из института только 15. А в итоге в актерской профессии остались в лучшем случае пятеро. Дочери еще совсем юные. Они радуют меня своим ростом – как физическим, так и творческим и личностным. Наблюдаю за ними и испытываю радость. Главное, что есть прогресс, движение вперед. Что еще нужно?"

Комментарии