Почему стратегия Sony по развитию игр-сервисов провалилась
Традиционно январь считается месяцем подведения финансовых показателей за прошедший год. Недавно компания Sony представила инвесторам отчет, после которого акции компании рухнули на 8%. Причина - колоссальные убытки из-за выпуска дорогих игр-сервисов, которые нам с вами (игрокам) оказались не нужны. А ведь во многие AAA-блокбастеры были вложены сотни миллионов долларов. Почему же стратегия по развитию подобных проектов не сработала?
Мечты о повторении китайского успеха
В 2020 году состоялся релиз китайской донатной помойки Genshin Impact, которая принесла создателям из MiHoYo (ныне HoYovrse) астрономическую прибыль. Проект собрал 65 миллионов регистраций и 10 миллиардов долларов прибыли за каких-то пять лет. После этого HoYoverse в 2022 году запустила Honkai Star Rail, который оказался лишь немного менее успешным, чем Genshin Impact, а в 2024 году вышла Zeneless Zone Zero, которая пусть и не повторила успех предшественниц, но все равно оказалась крайне прибыльной по меркам современного рынка игровой индустрии.
На фоне успеха HoYoverse боссы компании Sony начали грезить о собственных играх-сервисах. Ведь это кажется гениальным, но в то же время простым: запустил один тайтл и спокойно развивай его в течение десятилетия, пока игроки активно донатят на новых персонажей и шкурки. Мечта любого бизнесмена! Вот только Sony пришлось нехило поплатиться за подобное легкомыслие.
Амбициозные цели Sony
Предыдущий руководитель игрового подразделения Sony Джим Район поставил перед компанией цель выпустить не одну и не две, а сразу 12 игр-сервисов! Выполнение этой цели должно было стать вехой развития компании. Японцы даже приобрели студию Bungie (авторы серии Halo), которые должны были заняться поддержкой донатной помойки Destiny 2. Однако у разработчиков не было опыта в продвижении игр-сервисов, так что результат оказался далеким от ожиданий.
Впрочем, Джим Райан поспешил всех успокоить. Ведь впереди еще было целых 11 анонсированных игр-сервисов, которые в теории должны были принести десятки миллиардов долларов. Вот только уже тогда многие «синие» инвесторы засомневались в успехе и спешно начали продавать свои акции.
Стратегия Хироки Тотоки
Под шумок Джим Райан собрал чемоданы и уволился с должности главы игрового подразделения Sony. Новым руководителем был назначен Хироки Тотоки, который практически в первый же день на посту отменил половину (6 штук) анонсированных игр-сервисов. В это число попала и мультиплеерная The Last of Us, которая находилась уже на стадии продакшена, то есть денег в нее было влито немало.
И вот в 2024 году вышла Helldivers 2. Несмотря на чрезвычайный успех на старте (спасибо за это команде из Arrowhead Game Studios), онлайн стремительно сокращался. И тогда Хироки Тотоки пришла в голову просто «гениальная» идея - заставить всех игроков из сервиса Steam (проект вышел и на ПК) привязать свой аккаунт к PlayStation Network, дабы повысить показатели по онлайну этого бесполезного сервиса, а заодно и навешать инвесторам лапши на уши про «вовлеченность игроков».
И все бы ничего, но Хироки Тотоки, похоже, забыл, что PSN недоступен примерно в 180 странах по всему миру. То есть игроки из России или Египта, которые честно купили игру в Steam, попросту не могли в нее зайти. Разгорелся скандал, игру начали топить в негативных обзорах. В итоге Sony пришлось отменить привязку к PSN, но страничка игры в Steam так и осталась красной. Так бездарно слить действительно интересную игру-сервис нужно еще постараться.
Западная повестка в Concord
Но самый эпичный слив Sony - это запуск игры Concord, на разработку которой было потрачено 400 миллионов долларов. Как вы думаете, сколько человек в нее поиграло на релизе? Около 12 тысяч, а затем этот показатель опустился до двух тысяч игроков. Интересно, хватит ли Sony сто лет, чтобы окупить Concord?
Почему же игроки не захотели приобщиться к данному AAA-блокбастеру? А все дело в том, что Sony не сделала ни одного симпатичного персонажа, за которого было бы интересно сыграть. Судя по всему, инвесторы из Black Rock дали Sony деньги при условии, что те будут следовать западной повестке (минутка конспирологии). В итоге куча бодипозитивных или мускулистых женщин с низкими голосами, разноцветные «трансформеры» и прочее.
Уже тогда геймеры активно хейтили все игры, где есть хоть намек на западную повестку. Так что у «убийцы Overwatch» не было и шанса на успех. Тем более что вскоре после Concord вышла игра-сервис, которую мы все заслужили.
Успех Marvel Rivals
В конце 2025 года вышел очередной хит от китайцев, но на этот раз от NetEase. В Marvel Rivals мы увидели кучу знакомых нам по комиксам, фильмам и играм супергероев. Игроки массово хлынули в Marvel Rivals, показав стабильный онлайн в пятьсот тысяч игроков, а сейчас отметка держится на уровне 300-400 тысяч игроков. Сами же создатели Marvel Rivals похвастались, что отбили затраты на разработку проекта в первый же месяц.
Даже если сейчас Sony полностью перерисует и заново озвучит всех персонажей из Concord, игроки ни за что туда не вернутся. Во-первых, нет смысла терять достигнутый прогресс в Marvel Rivals. А во-вторых, крупные компании нужно учить языком финансов, который они понимают в первую очередь: проект провалился - больше подобного не делаем.
Стадия принятия
Судя по всему, сейчас Sony достигла стадии принятия своего поражения. Да, пять миллиардов долларов, спущенных в трубу (сюда включены затраты на Concord, разработку Helldivers и покупку Bungie), охладят твой пыл не хуже купания в проруби. Так что сейчас Sony взяла курс на разработку одиночных AAA-игр.
И надо сказать, что данное решение уже начало окупаться. Взять хотя бы успех Final Fantasy: 7 Rebirth, которая установила новый рекорд по продажам игр серии на ПК. Оказывается, чтобы получать деньги, вовсе не обязательно «доить» игроков в донатных помойках. Можно просто выпускать хорошие игры, но делать это не только на PlayStation, но и в Steam. Главное - не добавлять туда раздражающую повестку.
Геймеры устали от игр-сервисов
Но не стоит забывать и о том, что современный рынок оказался попросту перенасыщен играми-сервисами. Даже пресловутый Genshin Impact фиксирует падение онлайна, хотя разработчики устраивают бесплатные раздачи персонажей и используют другие манипулятивные схемы, чтобы удержать аудиторию.
Разработчики «кормят» нас играми-сервисами на протяжении пяти лет, так что неудивительно, что интерес к ним угасает. Успех Marvel Rivals является исключением, ведь мы пошли туда играть во многом для того, чтобы насолить Sony. Не исключено, что и этот проект будет демонстрировать постепенный спад онлайна.
Слабые показатели ES Sports
А ведь у Sony есть и собственная донатная помойка, в которую они с удовольствием запихнули лутбоксы, как только это стало модным. До недавнего времени EA Sports (ранее FIFA) приносила огромные деньги (примерно 20 процентов всего дохода Sony), однако в прошлом году не был достигнут даже целевой показатель.
Инвесторы из Macquarie прогнозируют дальнейшее падение, в результате чего игровое подразделение Sony понесет огромные убытки. Конечно, это не значит, что EA Sports станет убыточным брендом, но вкладываться в него инвесторы будут не так охотно.
На этом фоне падают и акции Electronic Arts, которая выступает издателем EA Sports. Но у этой компании хотя бы есть серия The Sims, что приносит стабильную прибыль после выхода каждого нового DLC. А вот у Sony настолько крупных тайтлов нет, так что оправдаться перед инвесторами у них получается не слишком.
Разумеется, для нас (геймеров) неудачи Sony являются хорошей новостью. Даже если вы не играете ни в одну игру от японской компании, не стоит забывать о том, что на них равняются обычные разработчики. Полный провал стратегии развития игр-сервисов уже приводит нас к тому, что компании предпочитают выпускать законченные сюжетные приключения, а не «путешествия длиною в 10 лет». Наконец-то индустрия стала оздоравливаться, как мы это и прогнозировали в конце 2024 года, ссылаясь на журналиста Джейсона Шрейера. Остается лишь надеяться, что данная тенденция будет набирать темп.