В России значительно вырос спрос на инди-игры. Объясняем почему
В последнее время все больше издателей видеоигр на территории РФ фиксируют всплеск интереса к инди-проектам со стороны геймеров. Особенно интересные данные преподносит администрация набирающего популярность сервиса VK Play: меньше 20% геймеров играют в AAA-релизы по типу Atomic Heart, отдавая предпочтение недорогим проектам. В российском Steam ситуация еще более печальная. С чем же связан внезапный рост интереса к играм от энтузиастов и что ждет российскую игровую индустрию? Давайте разбираться.
Геймеры «переезжают» в Турцию или СНГ
Давайте не будем надевать розовые очки, как некоторые СМИ, и пытаться выдать желаемое за действительное. В 2022 году многие зарубежные издатели отказались продавать свои игры на территории РФ. Из-за этого геймеры были вынуждены «переехать» в Турцию или Казахстан. Разумеется, остались и те, кто не захотел танцевать с бубном и что-то там менять в настройках аккаунта Steam. А какие AAA-хиты остались доступны геймерам РФ в Steam? Правильно, немногочисленные проекты от наших разработчиков и китайские донатные помойки.
В то же время есть огромный инди-сектор, который никак не связан обязательствами с Black Rock. Разрабатывая недорогие проекты на собственные деньги, они стараются охватить как можно большую часть рынка. То есть у них абсолютно нет причин прекращать продажи на территории РФ. Вот геймеры и покупают то, что доступно. Впрочем, не все так просто.
Общая усталость геймеров от AAA-игр
Но не поймите меня превратно: факт падения интереса к AAA-тайтлам и рост популярности недорогих игр действительно присутствует. Так происходит не только в РФ, но и по всему миру. Геймеры банально устали от дорогостоящих игр, которые сделаны по одному и тому же шаблону в угоду целевым показателям продаж. Вспомните, сколько игр серии Call of Duty или Assassin’s Creed вышло в последнее время. А сколько из них получили отличия от предыдущих частей? Примерно нисколько. AAA-студии производят игры как конвейер на фабрике.
В то же время у нас есть творцы из инди-сектора, которые не задумываются о том, как будет продаваться их игра. У энтузиастов обычно есть какая-то идея, которую они хотят продемонстрировать единомышленникам. Никакой тебе модерации сверху, которая задает глупые вопросы: «А зачем вот этот персонаж?», «А почему данная механика работает вот так?» Я творец, а это мое произведение искусства. Не нравится мое видение - не покупайте игру. Такой подход инди-разработчиков очень нравится геймерам, ведь так они получают действительно уникальные игры.
Колоссальная разница в ценах
Посмотрите на стоимость современных новинок AAA-сектора. Большинство из них продаются по 70 долларов (7000 рублей) за копию. Подобное развлечение могут себе позволить жители США или Европы, чья заработная плата измеряется несколькими тысячами евро/долларов. А для большинства российских геймеров покупать игры по такой цене - настоящее расточительство.
И тут на сцену выходят простенькие инди-игры. Да, в них нет такой же выдающейся графики. Но в то же время они готовы предложить тебе десятки часов увлекательного игрового процесса. А поскольку в процессе разработки упор идет не на дорогостоящую графику, а на разнообразный геймплей, то и играть в инди-игры становится интереснее, чем бегать по красивым, но мертвым мирам в AAA-тайтлах.
Совместимость со старым "железом"
Большинство геймеров нашей страны - это взрослые мужики, для которых игры являются просто способом сбросить напряжение после работы. Они не пытаются как-то самореализоваться в виртуале: для этой цели есть реальный мир. Так что многие игроки до сих пор сидят на "железе" 10-20 летней давности. Это значит, что даже запустить AAA-игры банально не получится.
Инди-игры обычно имеют очень небольшие системные требования. Разумеется, прежде всего это связано с простой графикой. Но также инди-разработчики прекрасно понимают, кто является их целевой аудиторией. Поэтому они стараются максимально оптимизировать свою игру под целевую аудиторию или собственное "железо", которое редко бывает выдающимся.
Чтобы не быть голословными, дайте посмотрим, сколько человек играет в AAAA-игру про пиратов Skull and Bones – 2000 человек. Этот кусок кода, в который вбухали 400 миллиардов долларов, лагает даже на RTX 4090. В то же время есть ремастер «Корсаров» Caribbean Legend, который был сделан за 3 копейки, но пиковый онлайн в нем достигает 30000 человек, а сама игра спокойно запускается на видеокарте с 1 Gb памяти и двухъядерном процессоре.
Западная повестка
Всякий раз, когда я вижу очередной «боевой вертолет» в играх от крупных издателей, я благодарю их за то, что они ушли с рынка РФ. Ибо играть за героев, что абсолютно не вписываются в лор и сеттинг, лично я не могу. Такие индивиды были добавлены с одной целью - отработать квоту по разнообразию и инклюзивности, чтобы и в будущем получать инвестиции от Black Rock.
А теперь найдите инди-игру, в которой продвигается западная повестка. Если там и есть те или иные опции, то это не выставляется на всеобщее обозрение. А каждый персонаж идеально вписывается в мир и лор игры, благодаря чему ты охотно погружаешься в виртуальную вселенную. И лично я даже бесплатно не буду играть в игры, контент которых меня раздражает.
Желание поддержать своих
Не стоит забывать и о том, что в настоящее время российская игровая индустрия претерпевает глобальную перестройку. После нескольких десятилетий затишья мы наконец-то стали свидетелями выхода отечественных проектов. Но ввиду того что большинство студий еще очень молодые, у них нет денег на разработку блокбастеров. Лишь единицам удается привлечь внимание инвесторов или получить финансирование от ИРИ.
Однако российские геймеры очень хотят вернуть старые добрые времена, когда мы выпускали множество первоклассных игр, которые были популярны не только в нашей стране, но и за рубежом. Каждая купленная копия инди-игры от российских разработчиков приближает нас к этому моменту. Ведь чем больше денег будет у команд энтузиастов, тем более продвинутые проекты они смогут создать.
Мода на ремастеры
Поскольку средний возраст геймеров во всем мире перевалил за отметку в 30 лет, нет ничего удивительного, что игровые компании активно выпускают ремастеры старых игр. Геймеры хотят приобщиться к проектам детства, но чтобы в них была обновлена графика и интерфейс. Сделать ремастер куда дешевле, чем выпускать новую игру, поэтому и конечная стоимость какого-нибудь Definitive Edition для старой игры крайне невелика.
В статистике такие тайтлы отображаются как инди-игры. Вот только их онлайн может превосходить даже AAA-проекты, так как у ремастеров есть громкое имя. Особенно большим спросом пользуются дополненные издания старых 2D-стратегий - стоят копейки, но дарят огромное количество положительных эмоций.
Что будет с индустрией дальше
Большинство экспертов сходятся во мнении, что интерес к инди-играм продолжит расти в ближайшие 5-10 лет минимум. Однако не стоит исключать возможности изменения мировой политической обстановки, что также может сказаться на игровой индустрии. Вполне возможно, что крупные компании наконец-то возьмутся за головы и начнут выпускать что-то более интересное, чем однотипные боевики в открытом мире, продвигающие западные ценности.
Также не стоит забывать о том, что крупных компаний в игровой индустрии в тысячу раз меньше, чем небольших инди-студий. Провалы AAA-проектов хорошо заметны, так как они находятся у всех на слуху. А вот для инди-сектора выпустить игру, которая оказалась никому не нужна, - что-то в порядке вещей. Так что не стоит думать, что в ближайшие несколько лет крупные игровые студии мирового и российского геймдева перестанут существовать. Такого не случится. А вот перестройка AAA-сектора уже началась.