Многие об этом не знают, а авиакомпании молчат: на что имеют право пассажиры при задержке или отмене рейса

Почти каждую неделю в России задерживают или отменяют десятки рейсов. В результате тысячи пассажиров часами ожидают вылета, терпя финансовые убытки, нарушая планы, не успевая на стыковочные рейсы.

Многие из пострадавших даже не подозревают, что имеют право на определенную компенсацию издержек. О чем молчат авиакомпании и как действовать в этой ситуации?

Если авиарейс задерживается на 1 час

За час задержки как таковой компенсации не предусматривается нормативными актами. Но это не значит, что у пассажиров нет прав.

Они могут требовать как отправки из аэропорта письма на электронную почту, так и бесплатного звонка. Если сотрудники не идут на контакт, или компетентных работников аэропорта невозможно найти, стоит обратиться в администрацию или позвонить на специальную горячую линию.

Если авиарейс задерживается на 2 часа

Чем больше времени проходит, тем больше прав у пассажиров. При 2-часовой задержке авиакомпании обязуются обеспечить ожидающих снеками, холодными закусками, прохладительными напитками.

Семьи, застрявшие в аэропорте с детьми до семи лет, имеют полное право бесплатно отдохнуть в комнате матери и ребенка.

Если авиарейс задерживается на 3 часа

3-часовое ожидание чревато для авиаперевозчиков расходами на горячее питание. Ожидающих пассажиров обязаны накормить и напоить. Более того, если рейс задерживается надолго, питание предоставляется каждые 5-6 часов.

Авиакомпании также могут предложить клиентам перебронировать билеты на другие авиарейсы до конечного места назначения.

Если авиарейс задерживается на 5 часов

Задержка на 5 часов – достаточно большой временной период, который может привести к срыву первоначальных планов пассажиров. Кто-то не попадает на стыковочный рейс, у кого-то нарушается график работы или отдыха. Это веский повод для отмены полета, так как дальнейшее путешествие теряет смысл.

Законодательство это учитывает и позволяет пострадавшим требовать возмещения расходов на билеты. Причем неважно, отложен рейс на время или окончательно отменен. Пассажиры вправе требовать от авиаперевозчиков возвратить их в исходную точку маршрута. Деньги обязаны вернуть в течение 7 суток.

Если авиарейс задерживается на 6-8 часов

При задержке самолета на 6 часов в ночное и на 8 часов в дневное время авиакомпании за свой счет обязуются разместить ожидающих пассажиров в гостинице. При этом расходы на проезд до отеля и обратно в аэропорт также ложатся на плечи компании.

Если авиарейс задерживается на 12 часов

Дополнительно ко всем перечисленным правам пассажиры могут требовать денежной компенсации своих вынужденных расходов на приобретение товаров первой необходимости. Однако чтобы ущерб возместили, его необходимо документально подтвердить. Самый простой способ – сохранять чеки на купленные товары.

Важно понимать, что на предметы не первостепенной важности компенсации не будет. Например, покупка алкоголя, сумочки, ювелирных украшений осуществляется за свой счет.

Заявите о своем праве

Билет – это не просто квитанция об оплате. Он выполняет функцию договора на оказание услуги. Когда услуга не предоставляется, договор автоматически считается нарушенным со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Однако пострадавший пассажир должен заявить о нарушении договора и стребовать компенсации. Если молчать и ничего не делать, компенсировать ущерб никто не будет. Увы, многие россияне об этом не знают, а авиакомпании предпочитают помалкивать, чтобы не нести дополнительные расходы.

В обязанности авиаперевозчика входит неоспоримое условие доставить пассажиров в тот город или пункт назначения, до которого приобретен билет. К примеру, пассажир летит в Санкт-Петербург. Но из-за нелетной погоды самолет сажают в Москве или Петрозаводске. Компания должна доставить клиента до пункта назначения любым удобным способом.

Алгоритм действий

Для компенсации потраченного времени и возвращения средств за билет, специалисты советуют придерживаться следующих правил:

  • Поинтересуйтесь причинами задержки авиарейса.
  • Снимите на камеру табло вылетов, на котором указано, что рейс задерживается. Проследите, чтобы фото или видео было четким, а надписи на табло хорошо читались.
  • Сохраните медиафайл в надежном месте. Для подстраховки перешлите на электронную почту или в облачное хранилище, например, на "Яндекс Диск".
  • Не стесняйтесь обращаться к представителям авиакомпаний за едой и питьем. Это ваше право!
  • Помните, что в случае длительной задержки вы вправе требовать гостиничный номер или койку.
  • Если рейс все же состоялся, хоть и с опозданием, зафиксируйте время прибытия в конечный аэропорт.
  • И самое главное – сохраните сопроводительные документы, маршрутный лист или посадочный билет. Это документ, на основании которого и выписывается компенсация.

Фиксация дополнительных расходов

При длительной задержке у пассажиров появляется потребность в покупке необходимых в быту вещей. Это могут быть подгузники, прокладки, белье, зубная щетка с пастой, мыло с туалетной бумагой и прочее. Для получения компенсации необходимо обязательно сохранять чеки при покупке предметов первой необходимости.

Эксперты также рекомендуют не подписывать никаких сомнительных бумаг, не имеющих прямого отношения к возмещению ущерба, и не принимать ваучеры на другие перелеты. Согласно сложившейся практике, если пассажир возьмет ваучер, то его лишают возможности получить компенсацию.

В каких случаях компенсация не полагается

Принципиальный момент: компенсация предусмотрена исключительно в тех случаях, если задержка авиарейса либо его отмена произошла по вине авиаперевозчика! Например, неполадки в самолете или опоздание экипажа. Поэтому так важно в первую очередь уточнять причину задержки самолета, чтобы на основании вводных данных планировать последующие действия.

Если вылет приостановлен по независящим от авиакомпании причинам, она не обязана предоставлять дополнительные услуги и компенсировать убытки.

К таким обстоятельствам относятся:

  • плохие погодные условия, так называемая нелетная погода;
  • стихийные бедствия;
  • аварийная ситуация в аэропорту;
  • хулиганские сообщения "телефонных террористов";
  • приостановка всех полетов по соображениям безопасности в случае обнаружения в небе неопознанных летательных аппаратов;
  • забастовка работников аэропорта;
  • политические волнения;
  • прочие исключительные обстоятельства.

Однако есть нюансы. Если ваш авиаперевозчик не смог подготовить рейс из-за якобы плохой погоды, а другие компании осуществляли полеты, то в этом случае на возмещение можно рассчитывать.

В 2018 году вышло постановление Европейского суда, убравшего забастовки сотрудников аэропортов из перечня исключительных обстоятельств. Поэтому во многих странах пассажирам в этом случае положена компенсация.

Права пассажиров чартерных рейсов

Чартерные пассажиры, летающие за границу, обладают теми же правами. Соответственно, организаторы чартеров придерживаются общеутвержденных правил. Алгоритм действий аналогичен:

  • Сначала следует поинтересоваться причинами задержки и понять, подпадают ли они под исключительные обстоятельства.
  • Узнать страну, в которой авиаперевозчик зарегистрирован.
  • Уточнить, какую международную конвенцию страна подписала для урегулирования правил авиаперевозок.

Например, Монреальская конвенция определяет компенсацию авиакомпаний, зарегистрированных в Европе. Данный акт актуален и для международных рейсов российских авиаперевозчиков.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы попадали в ситуацию с задержкой рейса?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество