Оттепель человеческой души: советский фильм “Морозко” отмечает 60-летие

24 марта 1965 года в Москве впервые представили фильм "Морозко" – одну из самых известных советских сказок, завоевавшую любовь не только на родине, но и далеко за ее пределами. Эта картина стала знаковым событием в карьере режиссера Александра Роу. Фильм показывали на Венецианском кинофестивале, выпускали в американский прокат, а в Чехии он и по сей день остается неотъемлемой частью новогодних праздников.

Если в России "Морозко" обожают за яркий народный колорит, то на Западе он вошел в историю как образец "советского трэша". Однако его художественная ценность и атмосфера полны самобытного волшебства. Многие, увидев в детстве сцену с человеком в медвежьей шкуре, до сих пор помнят тот ледяной ужас. Но именно это и делает сказку настоящей, ведь страх всегда был ее частью. Полвека назад такой подход к детскому кино был вполне допустим.

Долгая дорога к зрителю

Советский кинематограф впервые обратился к образу Морозко еще в 1924 году, когда Юрий Желябужский снял короткометражную экранизацию русской народной сказки. В отличие от версии Роу, этот фильм не смягчал сюжет: падчерица Марфуша, отправленная мачехой в лес, встречает не добродушного старца, а жуткого духа зимы. Он больше напоминает дикое существо, нежели сказочного героя, но, пораженный смирением девушки, меняется и щедро одаривает ее. Однако ее сводная сестра, надеясь повторить успех, сталкивается с куда более суровым приговором – дух зимы обращает ее в ледяную статую. Таковы были жестокие законы сказки в те времена, когда в детских историях не боялись показывать жестокие уроки судьбы.

Восхищение со страхом

Однако спустя сорок лет времена изменились, и подобные мрачные мотивы стали редкостью. Тем не менее Роу, будучи человеком с уникальным видением, не забывал, что сказка должна не только восхищать, но и немного пугать. Он, сын ирландца и гречанки, выросший в России, с детства погруженный в атмосферу православных храмов, выделялся среди своих коллег. Его творческое становление проходило под влиянием режиссера Якова Протазанова, который еще до революции снимал фантастические фильмы. Именно от него Роу перенял любовь к магическим историям и визуальным эффектам, которые позже превратились в визитную карточку его фильмов.

Подходящий режиссер

В 1938 году Роу доказал, что сказка в его исполнении – это не просто детское развлечение, а целый мир, полный тайн и страхов. Его "По щучьему велению" оказалось не только волшебной историей, но и своеобразным политическим заявлением. Главный герой Емеля не просто ленивый деревенский паренек, а символ простого народа, которому удается изменить мир вокруг себя. Впоследствии в фильмах режиссера появится еще немало таких героев – от Ивана-царевича до обычных крестьян, отправляющихся навстречу приключениям.

Путь с искуплением

В "Морозко" ключевым персонажем становится Иван, самонадеянный молодой человек, который наказывает себя сам, когда из-за гордыни превращается в медведя. Его путь – это путешествие искупления, в конце которого он обретает не только прежний облик, но и мудрость. Настенька, будучи положительной героиней, проходит через испытания, но ее образ остается неизменным – она добра и терпелива с самого начала. Поэтому ее история менее драматична по сравнению с Иваном, который должен пройти через страдания, чтобы стать достойным своей судьбы.

Добрый смысл

Финал фильма показывает, что даже в самых суровых обстоятельствах можно найти путь к счастью. Морозко не казнит злодеев, а лишь высмеивает их, превращая наказание в урок. В этом отражается дух времени – 1960-е годы принесли с собой более мягкие и добродушные трактовки старых сюжетов.

Интересно, что спустя десятилетия фильм неожиданно завоевал популярность в США, но уже в ином контексте. В 90-х его показали в передаче Mystery Science Theater 3000, где традиционно высмеивали "странные" фильмы. Американские зрители увидели в "Морозко" не классическую сказку, а настоящий фильм ужасов – с пугающей атмосферой, необычными персонажами и тревожными сюжетными поворотами. Им сложно понять, что страх в таких историях – неотъемлемая часть воспитания. В конце концов, детство без маленьких страхов – это словно сказка без чудес.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы помните этот культовый советский фильм? Считаете его достойным фильмом своей эпохи?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.