На чем можно экономить, на чем – нет: в стране набирает популярность тренд No Buy

Согласно данным исследования, большая часть опрошенных (56%) признались, что время от времени совершают незапланированные покупки. При этом каждый пятый участник опроса отметил, что делает это довольно часто. И только 7% респондентов заявили, что всегда тщательно обдумывают свои расходы. В то же время в TikTok набирает обороты новый тренд под названием No Buy. Вот в чем его суть и почему следование этому тренду могло бы принести пользу многим из нас.

Что это за новый тренд

Еще в 2023 году блогер Миа Уэстрап дала старт челленджу под названием "год без покупок". В рамках этого эксперимента девушка решила отказаться от таких трат, как кофе, ненужные платные сервисы и дорогостоящие вредные привычки. В начале 2025 года блогер подвела итоги своего начинания и поделилась, что ей удалось сэкономить 966 тысяч, если перевести в русские рубли. Это была четверть ее годового заработка.

Тренд с хештегом #nobuy мгновенно стал популярным, и пользователи Сети начали активно делиться личным опытом экономии, а также составлять списки вещей, от приобретения которых они планируют отказаться в 2025 году. Суть челленджа заключается в сокращении расходов на необязательные покупки, например на новую одежду, декор для дома, лишнюю косметику.

Интересное исследование

В 2025 году в России более трети участников исследования (38%) заявили о своем намерении отказаться от излишних трат. Несколько меньшая доля россиян сохраняет нейтральное отношение к тренду No Buy, а 19% опрошенных оказались не знакомы с этой концепцией. Наиболее популярной категорией сокращения расходов среди респондентов стала одежда и обувь: 34% опрошенных планируют тратить меньше на эти товары.

Некоторые участники исследования (27%) также намерены экономить на бытовой технике. Сократить расходы на косметику и парфюмерию в текущем году планируют 18% респондентов. Интересно, что россияне не выражают желания экономить на еде и развлечениях. Более половины опрошенных признались, что не готовы ограничивать себя в заказах еды на дом, а 26% не хотят сокращать расходы на досуг в выходные дни.

Кроме того, 34 и 25% респондентов соответственно считают, что услуги парикмахеров и блюда, которые сложно приготовить самостоятельно, не должны подпадать под действие тренда No Buy. При этом 27% респондентов выразили готовность посещать кулинарные мастер-классы для освоения новых рецептов. И лишь небольшая часть россиян, всего 8%, готовы полностью отказаться от услуг доставки еды.

Почему тренд "выстрелил" именно сейчас

В первую очередь, повсеместное удорожание жизни ежегодно подталкивает людей к поиску способов экономии, и возникновение подобных трендов становится закономерной реакцией на экономическую ситуацию. В условиях, когда повлиять на инфляцию рядовому человеку не под силу, сокращение личных расходов становится доступным инструментом контроля.

Во-вторых, современный мир породил поколение, финансовая грамотность которого оставляет желать лучшего. Причиной тому служит нестабильность и неопределенность будущего. Как показало недавнее исследование консалтинговой компании Simon-Kucher, зумеры действительно чаще, чем представители старших поколений, склонны тратить деньги на ненужные вещи. Вот почему именно сейчас популярность этого тренда взлетела до небес.

Примеры, которые вдохновляют

Журналист Мишель Макга однажды решилась на эксперимент: целый год жить практически без трат. Несмотря на строгие рамки этого челленджа, девушке все же необходимо было вносить обязательные платежи, такие как налоги, ипотечные взносы и страховка, а также оплачивать интернет и мобильную связь. На еду Мишель и ее супруг расходовали всего 35 долларов в неделю на двоих.

При этом журналистка воздерживалась от использования городского транспорта, посещения кафе и ресторанов, предпочитая велосипед для передвижения, и не приобрела ни одного нового предмета одежды. В конце года Мишель подвела итог своему эксперименту и посчитала количество сэкономленных средств, которое составило около 23 тысяч долларов.

Комментарии