"Когда из атомов складываются молекулы будущих открытий": разбираем новый сериал "Атом"
Историческая драма "Атом", повествующая о создании советского ядерного щита в начале холодной войны, вышла онлайн 27 февраля. Фильм рассказывает о героизме ученых, благодаря которым эта задача была выполнена. Проект еще до премьеры стали сравнивать с прошлогодним оскароносным "Оппенгеймером" Кристофера Нолана. Однако если западный кинематограф исследовал "любовь к атомной бомбе" и ее последствия, то для советских ученых важнее, когда из атомов складываются молекулы будущих открытий.
О чем этот фильм
По сюжету в 1942 году, в разгар Второй мировой войны, советским ученым была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать атомную бомбу. Параллельно разведка должна была обеспечить научный проект необходимой информацией. Так началась напряженная и рискованная гонка со временем, чтобы опередить ядерный шантаж со стороны бывших союзников.
В начале сериала голос за кадром, принадлежащий Алексею Гуськову, исполняющему роль чекиста Замятина, сообщает о том, как весной 1945 года люди праздновали Победу, не осознавая нависшей ядерной угрозы. По расчетам союзных войск, к началу 1950-х годов, благодаря новому оружию, они могли бы уничтожить СССР, повторив судьбу Хиросимы и Нагасаки. Однако эти события затрагиваются лишь косвенно, во второй половине сериала. Основное внимание уделяется людям, которые смогли предотвратить "атомный шантаж".
Сила действия нарастает постепенно
В первых сериях "Атома" лексическое выражение "гонка вооружений" практически не ощущается. В 1940 году, еще до войны, молодой физик Фролов (Илья Малаков) увлеченно читает зарубежные научные издания, включая немецкие, и совершает открытие в Ленинградском физико-техническом институте – обнаруживает спонтанное деление ядра урана.
Курчатов (Юрий Чурсин) призывает не спешить с выводами о прорыве и предлагает перепроверить наблюдение в иных условиях. Лаборантка Катя (Анна Чиповская) высказывает идею использовать для этого московскую станцию метро «Динамо». Таким образом, Фролов и его друг и коллега Беляев (Алексей Кирсанов) оказываются в московском метрополитене.
С ними рядом опытный Замятин, которого, впрочем, молодой ученый сразу же просит покинуть место эксперимента. "Ну что, на Нобелевскую или Сталинскую премию замахнулись?" – с энтузиазмом обращается Фролов к старшему коллеге. Будущий академик Курчатов, в свою очередь, предлагает не торопиться с разговорами о Сталинской премии.
Дело принимает серьезный оборот
Зимой 1942-1943 годов на Юго-Западном фронте происходит неожиданное событие: Фролов случайно захватывает известного немецкого физика, оказавшегося служащим СС. При нем обнаруживается тетрадь с расчетами атомного реактора. Из-за того что перед смертью немецкий ученый попросил Фролова взглянуть на формулы, и тот, посмотрев, что-то понял, советского физика начинают считать неблагонадежным. Тем не менее даже на чекистов, работающих на передовой, производит впечатление идея создания атомной бомбы.
Они осознают, что советский физик теперь, вероятно, сможет ее создать, и это необходимо сделать раньше, чем Германия или США, которые активно работают над технологией, способной кардинально изменить миропорядок. Информация доходит до самого Берии (Гурам Баблишвили), и он поручает Курчатову возглавить проект по созданию ядерного оружия, но, разумеется, под контролем Замятина.
Историческая драма или шпионский трилер?
Для НКВД и ГКО, которые курировали секретную лабораторию по созданию ядерного оружия (организованную вместо формально упраздненного в 1943 году НКВД), ученые, будь то физики или "лирики", представлялись чем-то инородным. Их глубокомыслие и приверженность собственным, не всегда понятным законам, вызывали подозрение. Поэтому острый на язык, но, безусловно, одаренный Фролов был причислен к "сомнительным элементам".
Такая же участь постигла и Варвару Карпову (Ольга Сутулова), которая по идеологическим мотивам бежала от советских трудностей, но оказалась единственной, кто мог синтезировать уран. Поначалу строгий Замятин пытается установить для ученых "офисный" режим с ежедневным контролем KPI, но вынужден отступить, когда физики, нарисовав на доске гейзерную кофеварку, объясняют необходимость в материалах, которые можно получить только от "союзников", для завершения эксперимента.
В стане "союзников" разведкой занимается лаборантка Катя, и именно эпизоды с ее участием напоминают прежние работы Нурбека Эгена, где часто смешиваются различные жанры. Героине Чиповской достается роль в шпионском триллере, где она одновременно выступает в амплуа Ирэн Адлер и Мориарти.
Отличная режиссерская работа
Сериал "Атом", вопреки своему лаконичному названию, представляет собой сложное произведение, структура которого состоит из множества элементов. Режиссер Нурбек Эген, известный своими триллерами "Самка богомола", "Шерлок в России" и "Калимба", вновь предпочитает камерные съемки, однако на этот раз в стилистике классической ретро-драмы, что для него нетипично.
Разбавить обилие физических и химических формул призваны личные истории персонажей, но, к сожалению, как и у самих ученых, на их раскрытие отводится досадно мало времени. Нурбек Эген говорит: "При работе над сценарием мы тесно сотрудничали с экспертами из "Росатома" и историками, специализирующимися на данной эпохе, тщательно прорабатывая каждый термин. Однако произнести научные термины – это лишь часть задачи.
Гораздо сложнее было добиться того, чтобы они звучали естественно, органично вплетались в действие и чтобы актеры правильно обращались с реквизитом. Чтобы достичь максимальной достоверности, мы вместе с актерами посещали лабораторию, наблюдали за работой и общением ученых. Но, главным для нас оставалось раскрытие человеческих судеб этих людей. В фильме мы стремились показать, как личные переживания влияли на их жизнь и научную деятельность".