Мир иконописи таит в себе немало удивительных открытий. Одним из таких явлений являются адописные иконы – образы святых, скрывающие под своим ликом демонические изображения. Не менее загадочны смесоипостасные или трехликие иконы, объединяющие в себе черты нескольких святых. Они были популярны в XIII-XVI веках, но затем подверглись гонениям и практически исчезли.
Как появились такие странные иконы
Основателем иконописи считается ученик Иисуса Христа Лука, которому приписывается создание первых икон Богородицы и апостолов. С течением времени сформировались строгие правила изображения святых – иконография. Несмотря на каноны, иконописцы нередко проявляли творческую свободу, внося в свои работы индивидуальные черты.
В X веке на Западе возникло уникальное явление в иконописи: изображение Святой Троицы в виде трех идентичных фигур с ликом Христа. Такой необычный образ был тесно связан с богословской догмой о происхождении Святого Духа, известной как "филио?кве". Согласно этой доктрине, Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына.
Иконографическое отображение этой догмы было весьма символичным. Три одинаковых образа Христа, составляющие единую композицию, визуализировали идею о единстве и нераздельности Божества в трех ипостасях. Однако это изображение вызывало острые споры среди богословов.
Иконы с тремя идентичными ликами Христа стали символом западного христианства, но не были приняты в восточной церкви. Восточные христиане придерживались иного учения о происхождении Святого Духа, и поэтому такие изображения считались еретическими. Разногласия по поводу филиокве и связанных с ним иконографических особенностей в конечном итоге привели к расколу между западной и восточной церквями.
Самые известные трехликие иконы
Для понимания смесоипостасных икон необходимо обратиться к богословскому понятию "ипостась". В православной традиции ипостась означает отдельное лицо Бога в составе Троицы. Смесоипостасные иконы, объединяя черты разных ипостасей в одном образе, отражали глубокое богословское учение о единстве и многообразии Божественной природы.
Особую загадку представляет икона "Смесоипостасная Троица". На ней три лика Бога, неразличимые друг от друга, словно слиты в единое целое. Такое изображение с тремя носами, тремя ртами и четырьмя глазами отражало сложные богословские концепции о единстве и многообразии Божественной природы. Несмотря на свою необычность, такая иконография была широко распространена и считалась канонической в течение нескольких веков.
Особого внимания заслуживает икона "Троица", написанная неизвестным тобольским мастером в 1729 году. Тридцать лет она украшала собой главный тюменский собор, но затем была перенесена в Ново-Тихвинский женский монастырь. Сегодня эту ценную икону можно увидеть в Свердловском краеведческом музее, хотя, к сожалению, она лишена своего исторического оклада.
Икона из "Александровской слободы" представляла собой поистине уникальное произведение иконописного искусства. Ее особенностью было то, что в зависимости от точки зрения наблюдателя на ней проявлялись совершенно разные образы. Справа, под определенным углом, явственно вырисовывался лик Богородицы, облаченной в традиционное сине-серое покрывало.
Слева же открывался взор на юного архангела Гавриила в голубом одеянии, держащего в руке алый цветок – символ вечной жизни. А прямо перед собой зритель мог созерцать лик Вседержителя Саваофа – седовласого старца, из уст которого в сиянии исходил Святой Дух в образе белого голубя. Такое необычное решение позволяло создать на одной иконе сразу три образа, не теряя при этом глубины и выразительности каждого из них.
Почему эти иконы запретили
Изображения Святой Троицы в виде трех слитых воедино ликов, столь распространенные в XIII-XVI веках, впоследствии подверглись жесткой критике и запрету. Тридентский собор, один из важнейших церковных соборов католической церкви, состоявшийся в середине XVI века, осудил такие изображения как богохульные и несоответствующие догматам веры. В 1628 году папа римский Урбан VIII своим указом окончательно запретил создание смесоипостасных икон, объявив их еретическими.
Причины запрета были связаны с несколькими факторами:
- Богословские споры. Изображение трех ипостасей Бога в виде одного лица вызывало острые богословские споры. Критики утверждали, что такое изображение искажает учение о Троице, подменяя идею трех равных и неслиянных ипостасей идеей единства, которое стирает различия между ними.
- Реформация. В эпоху Реформации католическая церковь стремилась к укреплению догматических основ и устранению любых элементов, которые могли бы быть истолкованы как отход от ортодоксального учения.
- Изменение художественных вкусов. Искусство эпохи Возрождения и барокко выдвигало на первый план реалистичность и натурализм, которые противоречили условным символическим изображениям Средневековья.
Куда подевались трехликие иконы
Судьба трехликих икон после запрета была печальной. Большинство из них было уничтожено. Те немногие, что сохранились, стали редкостью и сегодня представляют огромный интерес для историков искусства и религии. Их можно найти в различных музеях мира, например в австрийском музее народного искусства в Тироле или над входом в небольшую церковь в Румынии.
В России запрет на смесоипостасные иконы был введен несколько позже, в 1764 году, Священным синодом Русской православной церкви. Однако и в России такие иконы были достаточно распространены, особенно в северных регионах.
Сегодня трехликие иконы изучаются как уникальный феномен в истории искусства и религии. Они позволяют нам лучше понять, как менялись представления о Боге и его изображении в разные исторические периоды.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание