Наконец-то хайп вокруг Unreal Engine 5, который еще год назад называли чуть ли не флагманом игровой индустрии, полностью стих. В общественное сознание стала проникать истина, о которой мы говорим уже давно: UE5 имеет отвратительную оптимизацию. Это доказал и Даниэль Вавра (глава студии Warhorse), выпустив хит Kingdom Cone Deliverance 2, показавший, что для создания фотореалистичной графики можно использовать и довольно старые технологии, например движок CryEngine. В этой статье мы разберем все достоинства и недостатки CryEngine, а также вспомним игры, которые были на нем выпущены.
Отчет Digital Foundry о KCD 2

Думаю, ни у кого здесь не будет сомнений в компетенции специалистов из Digital Foundry, которые досконально изучают производительность игр на разных системах. Вот их отчет о нашумевшей KCD 2:
Основное преимущество Kingdom Come 2 — отсутствие «тормозов» анимации, свойственной играм на Unreal Engine 5. Даже со старым процессором игра не испытывает проблем с плавностью. Технология SVOGI улучшает освещение, делая локации невероятно реалистичными за счет оптимизации глобального освещения, что дает игре визуальную изысканность.
В своем анализе эксперты отмечают, что игра отлично работает на видеокарте уровня RTX 4060 (максимальные настройки графики, FullHD (1920×1080) и 60 FPS, включенная вертикальная синхронизация). Учитывая то, что это самая бюджетная модель видеокарты прошлого поколения, подобная оптимизация при фотореалистичной картинке - «настоящее достижение».
Впрочем, редакторы из Digital Foundry также отмечают, что в игре нет полноценной трассировки лучей. Да, освещение здесь и без того очень красивое и крайне реалистичное. Но все же не будем забывать, что именно технология RTX «съедает» половину производительности на движке Unreal Engine 5. Вот и думай после такого, а нужна ли нам эта трассировка вообще.
Подробнее о движке CryEngine

Графический движок CryEngine был впервые представлен в 2004 году, когда вышел шутер в открытом мире Far Cry, поразивший игроков своей реалистичной графикой. В игре мы могли перемещаться по огромной территории без каких-либо подзагрузок. При этом мир был наполнен каким-то феноменальным количеством растительности (травой, деревьями, кустами), что никак не влияло на производительность.
Неудивительно, что вскоре после выхода Far Cry компания Ubisoft выкупила у немцев данную франшизу и ее графические технологии. Сама же Crytek сосредоточилась на разработке CryEngine 2: он был представлен в играх серии Crysis, графика которой значительно опережала свое время. Неудивительно, что многие игровые студии начали приобретать лицензии на использование CryEngine.
В 2016 году движок CryEngine стал полностью бесплатным, но с условием выплат Crytek пяти процентов от продаж, если они превышают 5000 долларов/евро в месяц. То есть не только Тим Суини со своим Unreal Engine 5 заботится о развитии игровой индустрии. Небольшие инди-студии могут спокойно использовать CryEngine, чтобы создавать действительно красивые виртуальные миры.
Преимущества и недостатки CryEngine в сравнении с Unreal Engine 5

Движок CryEngine позволяет создавать миры с фотореалистичной графикой без использования сомнительных современных технологий (люмины, наниты), как в Unreal Engine 5. К тому же в движке содержится запатентованная Crytek технология Realtime Render, позволяющая очень быстро воспроизводить графические сцены и уровни. Ну и не стоит забывать о GameSDK - инструменте для разработчиков, который включает в себя десятки тысяч готовых бесплатных ассетов Crytek.
К сожалению, есть у движка CryEngine и недостатки. Главным из них является трудность в освоении. На сегодняшний день существует не так много специалистов, которые могут создать на CryEngine рабочий билд игры. К тому же, если верить разработчикам, техподдержка бесплатной версии движка оставляет желать лучшего. Это значит, что с багами придется справляться самостоятельно, используя метод проб и ошибок.
То есть по уровню оптимизации CryEngine значительно превосходит Unreal Engine 5. Однако начинающим студиям крайне не рекомендуется браться за создание видеоигр именно на нем. Лучше использовать Unreal Engine 5 или на худой конец Unity – в них есть огромное количество обучающих материалов. Тем не менее сложности в освоении не мешают многим игровым компаниям выпускать великолепные игры на CryEngine. Давайте вспомним некоторые из них.
Hunt: Showdown (2019)

Многопользовательский шутер с элементами хоррора от компании Crytek. Уникальные графические технологии позволили разработчикам создать очень красивый мир, который по размерам не уступает современным королевским битвам. Особенно впечатляют леса и болота штата Луизиана, на которых появляются кошмарные чудовища.
В отличие от большинства других многопользовательских шутеров, качество детализации текстур здесь находится на очень высоком уровне. Вспомните графику из PUBG или Fortnite, которая во многих местах очень «мыльная». Здесь же представлен фотореализм во всей красе. При этом никаких проблем с подзагрузкой нет даже на видеокартах эпохи GTX (хватит и 1650).
Ryse: Son of Rome (2013)

Слэшер от Crytek, который в эпоху Xbox One продемонстрировал просто невероятные графические возможности. Проект знакомит игроков с Римской империей от лица легионера Мария Тита. До сих пор данная игра про Рим является одной из самых красивых. А ведь с момента ее выхода прошло уже более 12 лет! Это говорит о том, что технологии Crytek действительно опередили время.
К сожалению, геймплей в Ryse: Son of Rome подкачал. Раздражающая QTE-боевка в сочетании с однообразными врагами не позволила проекту обрести большую популярность. Однако если вам нужна игра для красивых скриншотов, то Ryse точно подойдет. Кстати, для всего этого великолепия хватит видеокарты с 1 Gb памяти (трудно поверить, но это действительно так).
The Climb (2016)

Ярчайшее доказательство того, что движок CryEngine отлично чувствует себя при совмещении с технологиями VR. Данный проект получил тысячи положительных отзывов среди владельцев устройств виртуальной реальности. Не в последнюю очередь это связано с фотореалистичной графикой в этом симуляторе скалолазания. Дух захватывает от того, когда приходится перепрыгивать пропасти или карабкаться вверх по отвесным скалам, текстуры которых не отличить от реальной породы.
Еще одной особенностью игры The Climb является ее освещение. Несмотря на отсутствие технологии RTX, лучи света и тени ведут себя очень живо. Это в очередной раз доказывает, что трассировка лучей для фотореализма не нужна.
The Cursed Forest (2015)

Весьма атмосферный симулятор ходьбы с нотками хоррора и мистическим сюжетом. Главный герой данного приключения решает срезать путь через лес и находит заброшенную хижину. А дальше все по классике жанра, так что давайте обойдемся без спойлеров.
Помимо живописных декораций игра также может похвастаться очень живыми ночными пейзажами. При этом для запуска тайтла в FullHD достаточно видеокарты уровня GTX 660 (2 Gb) или ее аналога от AMD. Обязательно вспомните о данном проекте, если когда-нибудь захотите сыграть в атмосферную, но не слишком мрачную игрушку.
Aion (2007)

Вспомните, как сейчас выглядит большинство MMORPG из нулевых годов. А теперь посмотрите на Aion, разработанную на движке CryEngine. Как-то даже не верится, что в 2025 году этот проект станет «совершеннолетним». Свет, тени, качество текстур, дальность прорисовки объектов - все здесь выполнено на высшем уровне. Единственным отличием от современных MMORPG является визуальный стиль.
Стоит отметить, что данная игра до сих пор пользуется большим спросом как в России, так и других странах. Конечно, не в последнюю очередь это связано с бесплатной системой распространения, но все же оптимизация и качество картинки также имеет огромную роль.
Star Citizen

Космический долгострой, который разрабатывается на игровом движке CryEngine уже более 15 лет. Когда-нибудь он точно выйдет в релиз, ну а до тех пор мы можем довольствоваться лишь демоверсией, что выглядит действительно потрясающе. Концепция путешествий между планетами без каких-либо подзагрузок - это то, чего пока что удалось достигнуть только разработчикам No Man’s Sky, но ведь там графика далеко не фотореалистичная.
Если выход Star Citizen все же состоится, то это непременно станет фурором для движка CryEngine. Ведь в Unreal Engine 5 нет технологий, которые бы позволяли прогружать сотни тысяч локаций за считаные секунды. Но пока что разработчики не спешат раскрывать нам дату релиза.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание