По данным последнего исследования среди жителей стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) наблюдается тенденция к снижению уровня грамотности. Также идет спад математических навыков среди взрослого населения развитых стран. Эксперты связывают это с усилением влияния цифровых технологий и изменением подходов к образованию.
Новые данные внушают опасения
Сравнение с предыдущими исследованиями 2011-2017 гг. выявило, что за последние годы навыки чтения демонстрируют неоднозначную динамику. Если в Дании и Финляндии произошел значительный прогресс, то в большинстве других стран наблюдается стагнация или даже снижение уровня читательской грамотности. Особенно ухудшилась ситуация в Польше, Литве, Германии, Южной Корее, Словакии и Новой Зеландии.
Хотя точные причины снижения уровня грамотности не названы, представитель ОЭСР Андреас Шляйхер выдвинул предположение, что широкое распространение интернета привело к тому, что люди стали реже читать длинные и сложные тексты. При этом результаты математических тестов оказались более стабильными.
Результаты исследования продемонстрировали неоднозначную картину. В восьми странах участники показали лучшие результаты, чем ранее, особенно в Финляндии и Сингапуре. Однако в Новой Зеландии, Словакии, Венгрии, Литве и Польше наблюдается существенное снижение показателей.
Систему образования нужно менять
По мнению авторов исследования, полученные результаты указывают на необходимость радикального пересмотра образовательной политики. Образование должно стать непрерывным процессом, а образовательная система должна быть достаточно гибкой, чтобы отвечать на вызовы современного мира и обеспечивать людям возможность постоянно обновлять свои знания и навыки.
Наиболее заметное снижение уровня грамотности наблюдается среди людей с низким уровнем образования. Это приводит к увеличению образовательного разрыва между различными социальными группами в большинстве стран. Лидерами по результатам стали Финляндия, Япония, Нидерланды, Норвегия и Швеция. Исследование охватило около 160 тысяч человек.
Что нужно исправить, чтобы ситуация улучшилась?
В связи с данными последних исследований национальным и региональным властям было рекомендовано предпринять следующие действия. Во-первых, укрепить управление образованием взрослых и базовыми навыками в рамках непрерывного обучения.
Во-вторых, принять всеобъемлющую и целостную стратегию обучения на протяжении всей жизни. Она интегрирует образование взрослых и развитие базовых навыков в более широкие национальные стратегии в области образования, занятости, цифровизации, здравоохранения и социальной интеграции.
Также важно укрепить сотрудничество между министерствами, секторами и учреждениями разного происхождения. Увеличение государственных инвестиций в образование взрослых, обучение и базовые навыки имеет решающее значение для охвата, заставляет систему работать и позволяет участвовать тем, кто в этом больше всего нуждается.
Необходима связь образования взрослых с их базовыми навыками
Во многих странах стратегии социальной интеграции для обездоленных групп не учитывают образование взрослых. Интегрируя инициативы по их образованию и базовым навыкам в более широкие стратегии социальной интеграции, можно улучшить ситуацию. В таком случае обучение станет мейнстримом.
Для эффективной реализации стратегии поставщики и организации гражданского общества являются ключевыми заинтересованными сторонами. Важно поощрять возможности обучения в общественных местах, признавая их эффективность в привлечении труднодоступных учащихся.
Посредники играют важную роль в этом процессе, соединяя людей с возможностями обучения через надежные источники. Нужно использовать такие пространства, как медицинские центры, социальные службы, библиотеки, центры занятости и общественные организации, в качестве точек доступа для повышения осведомленности о программах обучения.
Особое внимание – учащимся старшего возраста
В будущем необходимо дать возможность организациям проводить мероприятия по повышению осведомленности взрослых о программах обучения, чтобы побуждать их к участию. Барьеры, которые мешают людям участвовать, должны быть глубоко изучены в каждом контексте.
Исследователи настоятельно призывают государства-члены проанализировать свои правовые и финансовые рамки с точки зрения содействия или препятствования участию обездоленных групп. Важно разрабатывать и внедрять стимулы для их мотивации. Помимо преодоления барьеров, нужно учитывать психологические, социальные и финансовые факторы, влияющие на вовлеченность учащихся.
Взрослые должны видеть и понимать ощутимые преимущества обучения, такие как улучшение качества жизни, расширение карьерных перспектив и предоставление людям возможности лучше поддерживать свои семьи. Общественным организациям важно оказывать инфраструктурную поддержку для преодоления барьеров. Это может касаться ухода за детьми, транспорта или других практических вопросов.
Важно укреплять неформальные структуры
Необходимо улучшить инфраструктуру неформального образования взрослых посредством законодательства, институционального развития и постоянного финансирования. Для этого нужно наращивать потенциал заинтересованных сторон и учреждений.
Также важно инвестировать в наращивание потенциала заинтересованных сторон и учреждений, участвующих в управлении и реализации политики непрерывного обучения и базовых навыков. Общественные и образовательные организации должны предоставить практические инструменты и ресурсы для поддержки этих усилий.
Услуги по руководству и консультированию
Для улучшения качества образования во всех странах важно повысить профессиональное развитие педагогов и консультантов. Их навыки имеют решающее значение для предоставления высококачественного опыта обучения и эффективного руководства для взрослых учащихся с самыми сложными потребностями.
Важно содействовать инновациям в предоставлении обучения по основным навыкам для взрослых, включая использование цифровых технологий для расширения доступа и вовлеченности. Это особенно актуально в недостаточно обслуживаемых районах. Специалисты считают, что необходимы срочные действия, чтобы предоставить людям лучшие и более широкие возможности для обучения.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание