Леонид Михайлович Заковский - известный сотрудник органов советской государственной безопасности. Занимал должность комиссара госбезопасности первого ранга. Был членом особой тройки НКВД СССР. В этой статье мы расскажем о взлете и крушении его карьеры.
Ранние годы
Леонид Михайлович Заковский появился на свет на территории Курляндской губернии в 1894 году. По национальности был латышом. В действительности его имя при рождении было Генрих Эрнестович Штубис.
После окончания двух классов городского училища был отчислен, будучи замеченным на антиправительственной демонстрации 1 мая. Пошел работать в медно-жестяные мастерские. С 1912 года плавал на пароходе "Курск" в должности кочегара. С 1914 года являлся членом социал-демократической рабочей партии.
Антиправительственная деятельность
Царская охранка пристально следила за Леонидом Заковским. В 1913 году он был арестован вместе с братом Фрицем, но через три дня освобожден под полицейский надзор.
В ноябре того же года он снова оказался под арестом. Содержался в Либавской и Митавской тюрьме. В сохранившихся протоколах упоминалось, что заключенный принадлежит к группе анархистов и считается политически неблагонадежным. При этом виновным он себя так и не признал. В начале 1914 года был вынесен приговор. Л. М. Заковский был выслан на три года под полицейский надзор в Олонецкую губернию.
В ссылке он находился до января 1917 года. После этого Леонид Михайлович Заковский всяческими способами старался не афишировать свое участие в анархических организациях. Более того, в документах указывал, что имеет оконченное среднее образование, что не соответствует действительности.
Жизнь в Петрограде
Из ссылки он приехал в Петроград, где поселился, всячески уклоняясь от мобилизации. Был активным участником революционных событий.
После антиправительственных выступлений в июле 1917 года ушел в подполье. В октябре вместе с отрядом матросов принимал участие в захвате телефонной станции. В результате стал одним из девяти латышей, участие которых в Октябрьской революции было подтверждено документально.
Карьера в органах госбезопасности
Через пару месяцев после Октябрьской революции поступил на работу в ВЧК. В марте получил статус особоуполномоченного на Южном, Западном и Восточном фронтах. Руководил отрядами специального назначения, которые были призваны осуществлять подавление восстаний в Саратове, Астрахани, Казани и в некоторых других районах.
Со временем Леонид Михайлович Заковский стал руководить Особым отделом Каспийско-Кавказского фронта, осведомительным отделением в Особом отделе Московской Чрезвычайной комиссии.
В период с 1921 по 1925 год возглавлял Одесский и Подольский губотделы ГПУ, был уполномоченным Государственного политического управления по Молдавии и Украины. Официально считается причастным к ограблениям и убийствам перебежчиков и присвоению контрабандных товаров. Все это спровоцировало конфликт с непосредственным украинским руководством. Его привлекли к партийной ответственности, но какого-либо наказания он избежал, получив повышение и направление в Сибирь.
Перевод в Сибирь
Карьера Заковского в госбезопасности продолжилась в должности полномочного представителя по Сибири и руководителя Особого отдела местного военного округа. К новому месту службы он прибыл в 1926 году.
В 1928-м отвечал за личную безопасность Иосифа Сталина, когда тот прибыл с рабочей поездкой в Сибирь. Считается одним из организаторов коллективизации в этих местах. По линии ОГПУ был ответственным за мероприятия по раскулачиванию сибирских зажиточных крестьян.
В 1930 году возглавлял правительственные силы в противостоянии с участниками Муромцевского восстания. На следующий год выступил с инициативой выслать 40 тысяч семей крестьян. Его идея нашла одобрение у высшего руководства. Позже были разработаны конкретные мероприятия по организации переселения. В 1933-м состоялась еще одна депортация, в рамках которой выслали еще 30 тысяч семей.
Был одним из инициаторов создания лагерной системы в Советском Союзе, известной как ГУЛАГ. В 1928-м в качестве председателя возглавил тройку по Сибирскому краю, созданную для внесудебного рассмотрения дел. Только за два месяца в конце 1929 - начале 1930 годов им поступило и было разобрано 156 дел. По ним осудили почти тысячу человек, 347 из них приговорили к расстрелу.
На протяжении 1930 года тройкой были осуждены еще 16,5 тысяч человек. Почти 5 тысяч из них получили смертные приговоры. Остальные отправлены в лагеря и ссылку. Заковский сам издавал предписания сотрудникам комендатуры, приказывая расстреливать осужденных.
Весной 1932 года был переведен в Белоруссию на те же должности. Через два года стал народным комиссаром внутренних дел в Белорусской республике. На его счету громкое сфабрикованное дело шпионской и повстанческой группы.
Террор в двух столицах
В конце 1934 года карьера Заковского в НКВД пошла вверх при Генрихе Ягоде. Был назначен руководителем Ленинградского управления Наркома внутренних дел.
Расследовал убийство Кирова. В 1935 году вместе с первым секретарем Ленинградского обкома Андреем Ждановым развернул массовый террор в городе на Неве. В течение месяца под его началом была осуществлена операция по выселению так называемых "бывших людей". В их число попали почти 12 тысяч бывших фабрикантов, дворян, помещиков, священников и офицеров.
В это время активно участвовал в сталинских репрессиях, снова входил в состав особой тройки. Документально известно, что Заковский лично участвовал в пытках, допросах и расстрелах.
Работа в Москве
В конце 1937 года стал депутатом Верховного совета от Ленинградской области. Вскоре получил перевод в Москву на пост заместителя наркома внутренних дел СССР. Параллельно руководил столичным управлением НКВД. На этом посту пробыл всего два месяца, но именно на эти дни пришелся пик репрессий в городе. С 20 февраля по 28 марта, когда московским НКВД руководил Заковский, проводились наиболее массовые расстрелы политзаключенных.
Современники рассказывают, что в то время обвинения выдвигались против целых семей. Смертные приговоры выносились даже в отношении несовершеннолетних и беременных женщин. Заковским был создан план по задержанию не менее одной тысячи "националов" в месяц.
В феврале 1938 года выступил с инициативой о пересмотре приговоров в отношении ограниченно годных к труду и инвалидов, которые находились на территории Москвы и Московской области. Заковский считал, что эти осужденные должны быть приговорены к расстрелу.
Был в числе организаторов так называемого Третьего московского процесса. Это последний из громких публичных судов над группой бывших партийных и государственных деятелей.
Арест и смерть
В марте 1938 года жертвой сталинских репрессий стал и сам Заковский. Он был снят с должности руководителя Московского управления НКВД, переведен на пост начальника треста Камлесосплав. Но через месяц лишился и этой работы, вовсе был уволен из НКВД. Его обвинили в организации националистической латышской группы в НКВД, а также в шпионской деятельности в пользу Польши, Германии и Англии.
Заковского приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 29 августа 1938 года. После развенчания культа личности реабилитирован не был.
Он упоминается в письме Центрального комитета компартии партийному руководству, в котором отмечалось, что установка на меры физического воздействия дала положительные результаты, но они были изгажены некоторыми работниками НКВД. В их числе упоминается и Заковский.