Среди образов святых угодников Божьих, взирающих на нас со стен православных храмов, можно увидеть икону воина, держащего в руках боевое оружие, но при этом облаченного в монашескую схиму, свидетельствующую о его иноческом служении. Это преподобный Андрей (Ослябя) Радонежский, чей путь земной жизни связан с ярким и героическим событием нашей истории – Куликовской битвой.
Братья из города Любутска
Достоверных сведений о жизни Андрея Осляби сохранилось крайне мало. От нас сокрыты даже точные даты его рождения и смерти. Известно лишь, что он и его родной брат, принявший в монашестве имя Александр (Пересвет), были выходцами из древнерусского города Любутска, находившегося когда-то на правом берегу реки Двины недалеко от места впадения ее притока Дугны. От рождения будущий святой получил имя Родион, с которым он расстался, приняв монашеский постриг.
Иноки, призванные на битву
Основная доступная исследователям информация о его жизни содержится в литературном произведении XV века, носящим название «Сказание о Мамаевом побоище». Согласно этому историческому документу, великий князь Димитрий I Иванович, получивший впоследствии титул «Донской», прежде чем отправиться на решающую битву с полчищами татарского темника (военачальника) Мамая, прибыл в обитель святого Сергия Радонежского, чтобы испросить его благословения.
«Великий печальник земли русской», как принято именовать преподобного Сергия, не только благословил Московского князя, но и отрядил к нему в дружину двух схимонахов – родных братьев Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Вполне понятно, что своим присутствием молодые иноки не могли усилить мощь многотысячного княжеского войска, и их призвание на битву имело сугубо духовное значение. Сила Божьих людей заключалась не в тленном оружии, которым они, кстати сказать, прекрасно владели, а в нетленном Кресте Господнем, образ которого был нашит на их монашеских облачениях.
Напутствуя Александра Пересвета и Андрея Ослябю, преподобный Сергий призвал их крепко сражаться за Отечество и веру Христову, попираемую погаными иноплеменниками. Он же вложил в их руки и боевые мечи, окропив святой водой и отслужив молебен о даровании победы православному воинству. Осененные благословением своего духовного отца и наставника, братья отправились вместе с князем Димитрием туда, где река Непрядва впадает в Дон, и где 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, завершившаяся полным разгромом Мамаевых полчищ.
Две исключающие друг друга версии
О том, как сложилась дальнейшая судьба инока Андрея, существуют две версии, каждая из которых имеет немало сторонников в научном мире. По одним данным, он погиб во время сражения, тогда как по другим, остался жив и даже отличился на государственной службе. В качестве доказательства этой версии приводятся выдержки из документов начала 90-х годов XIV века, в которых упоминается о том, что некий монах-чернец по имени Андрей Ослябя был включен в состав делегации российского митрополита Киприана, отправлявшегося в Царьград с дипломатической миссией.
Противники этой версии вполне резонно заявляют, что нет никаких оснований утверждать, будто монах, отправившийся с митрополитом Киприаном в Византию, был тем самым иноком Андреем, которого преподобный Сергий Радонежский отрядил в войско Московского князя. Это могли быть совершенно разные люди, и общность имен (весьма распространенных тогда в иноческой среде) едва ли может служить неоспоримым доказательством.
Герой знаменитой картины
Что же касается родного брата инока Андрея Осляби – Александра Пересвета, то его героическая гибель красочно описана в упомянутом выше «Сказании о Мамаевом побоище». Как свидетельствует автор сочинения, перед началом сражения он, согласно традиции, сошелся в поединке с татарским богатырем Челубеем, и оба они пали, пронзив друг друга копьями. Эта сцена запечатлена на знаменитой картине художника М. Авилова, написанной им в 1943 году во время Сталинградской битвы. Репродукция полотна приводится в статье.
Спасение великого князя
Как известно, многие события истории, а особенно те из них, которые удалены от нас прошедшими веками и скупо отражены в исторических документах, дают толчок к рождению легенд. Так произошло и с участием радонежского монаха Андрея Осляби в Куликовской битве.
Сохранилось предание, нигде, впрочем, документально не подтвержденное, согласно которому в разгар битвы на князя Димитрия Донского обрушился страшный удар татарской палицы, и упав с коня, он потерял сознание. Вероятно, осталось бы русское войско без своего предводителя, если бы вовремя не подоспел инок Андрей. Он поднял с земли бездыханное тело князя и, прорубившись сквозь вражескую рать, вынес его в безопасное место, тем самым сохранив для святой Руси ее богоизбранного сына. В честь этого подвига получил свое имя российский броненосец «Ослябя», героически погибший во время Цусимского сражения в мае 1905 года.
Отметим также, что историки, оспаривавшие версию гибели преподобного Андрея на поле сражения, в качестве доказательства приводят тот факт, что в поминальных синодиках того времени, а также в сохранившихся до наших дней летописных списках лиц, «убиенных на Куликовом поле», встречается только имя инока Александра Пересвета, тогда как о его брате ничего не говорится.
Святые братья-преподобномученики
Известно, что всенародное почитание Андрея Осляби началось значительно позже, чем его родного брата Александра, прославившегося своей гибелью в поединке с татарским богатырем Челубеем. Более того, древнейшие документы, повествующие о Куликовской битве, не содержат о нем никаких упоминаний, и лишь в одном из них – литературном памятнике рубежа XIV и XV вв., известном под названием «Задонщина» – содержится упоминание о том, что во время битвы отдали свои жизни два инока-богатыря – Александр и Андрей.
О том, когда были канонизированы легендарные братья, также не имеется точных данных, известно лишь, что в середине XVII века их имена были внесены в святцы, а сами они упомянуты как угодники Божьи, причисленные к лику преподобных. В конце того же столетия в Москве была издана книга, называвшаяся «Описание российских святых», и в ней оба они фигурировали уже как преподобномученики, то есть люди, претерпевшие мучения и отдавшие жизнь за веру. К этому же времени относятся и наиболее древние из дошедших до нас икон с изображением братьев.
Могила братьев
Местом погребения преподобного Андрея Осляби и его брата Александра Пересвета считается церковь Рождества Пресвятой Богородицы, находившаяся в Симоновой слободе на левом берегу Москвы-реки. Надгробие, сооруженное над их могилами, неоднократно разбиралось и вновь восстанавливалось, а в советский период было и вовсе уничтожено. Уже в перестроечные годы, когда закрытый в 1928 году храм был возрожден, на месте захоронения установили каменную сень. Сами же останки святых найдены не были. В наши дни своеобразным памятником одному из братьев стал открытый в Москве при храме Сергия Радонежского (на Ходынке) духовно спортивный центр «Андрей Ослябя».
Икона святого воина
На иконах образ преподобного Андрея Радонежского бывает представлен в нескольких вариантах. Иногда он один, но встречаются также изводы (канонически допустимые варианты), на которых изображен с братом Александром или в сочетании с другими историческими фигурами, такими как его духовный отец преподобный Сергий Радонежский, князь Дмитрий Донской или митрополит Московский Алексий. Фигурирует он и на иконе "Собор Радонежских святых". Но, независимо от композиционных и сюжетных особенностей иконы, преподобный Андрей всегда предстает перед зрителями в монашеском облачении и с оружием в руках - как несокрушимый защитник веры и Отечества.