“Это не семья, а пахота с утра до ночи”: Ирина Апексимова об изнанке театра

Хотя на счету этой замечательной актрисы уже не одна сотня ролей и она руководит театром, ей до сих пор неловко, когда ее называют по имени отчеству. Сама Ирина Апексимова говорит, что такой формализм не дает ей чувствовать себя собой. Простая и близкая в общении, она умеет найти подход к каждому из своих подчиненных актеров. Но это еще далеко не все ее положительные качества.

О театре и его значении

Ирина Апексимова отдала театру более 40 лет жизни, но все же она отмечает: "Театр – это никакая не семья. Боже упаси! Родные у нас у каждого свои дома, а театр – это не семья, а пахота с утра до ночи. Это место, где мы все проводим приятно и весело время. И хотелось бы, чтобы это происходило в компании единомышленников, но получается это не всегда.

Я обожаю театр, это мой диагноз просто. Но я не считаю, что это все, что составляет мою жизнь. Что если не будет театра, моя жизнь остановится. Это как-то противобожественно. Чем интереснее и ярче у актера жизнь вне театра, тем интереснее он на сцене".

О семье и своем призвании

О своих родных Ирина Викторовна говорит более восторженно, и сразу понятно, какая сфера жизни для нее на первом месте. Она называет своих родителей, бабушек и дедушек "исключительно талантливыми и интеллигентными людьми". Именно они повлияли на профессиональный выбор актрисы.

Ирина Апексимова говорит так: "Не то, чтобы они специально направляли, вдохновляли меня стать актрисой. В этом меня только мама и поддерживала, остальные относились к актерству настороженно. Мама сама когда-то поступила во ВГИК, а ее родители оттуда забрали. И она понимала мое рвение в этот волшебный мир актерства".

О начале творческого пути

Ирина Апексимова признается, что в детстве "не мечтала стать никем". Она объясняет: "Я выросла за кулисами театра музкомедии, где работали родители. Конечно, занималась в музыкальной школе, неплохо пела. Но певицей стать не мечтала. Тянуло в артистки. Первые два раза не поступила в театральный, и слава Богу. Зато третий раз класс набирал сам Табаков, и я к нему попала. Правда, пришлось избавиться от одесского говора".

При этом артистка признается, что если бы она не поступила и в третий раз, то больше бы не стала пытаться. Она была бы танцовщицей кордебалета при театре музкомедии и, возможно, даже стала бы успешной на этом поприще. Правда, Ирина Викторовна, говоря о своем поступлении в театр, всегда добавляет "слава Богу". Видно, что такой поворот в ее судьбе ей все же более приятен.

О том, что нужно для успеха в актерской сфере

Ирина Апексимова говорит так: "Без таланта упорство бесполезно, а без упорства талант может загнить. Поэтому талант, упорство и удача – вот три составляющие успешной актерской карьеры. Я же первое время была на грани ухода из профессии. Сразу после поступления эйфория, счастье, а потом, когда началась учеба настоящая, скатилась в депрессию.

Актерство – это сложнейшее ремесло, это очень сложно. И если не будет упорства, желания идти вопреки, ничего не получится. Я вообще первое время проклинала себя, что пошла в этот МХАТ, не понимала, зачем я здесь. Потом взяла себя в руки, вышла из депрессии и начала работать, попутно наслаждаясь своей жизнью, сценой, кино и всем, что с этим связано".

О кино и его влиянии на театральных артистов

Ирина Викторовна признается, что согласна с запретом театральных режиссеров на съемки своих студентов в кино. Артистка объясняет: "Кино – это совершенно другой мир, это популярность, деньги, слава. И когда актер еще студент, у него шаткие мозги. Он может окунуться в кино и не выплыть, потеряться. Он растратит свой талант, перестанет развиваться и расти.

Я когда-то тоже начала сниматься, и я помню, как тяжело мне это далось. И как не хотел меня отпускать на съемки Табаков. Но я смогла справиться, мне не сорвало крышу, а большинство не выдерживает. Сейчас вообще многие студенты актерских вузов сразу идут в кино, минуя сцену. Им не нужен театр. Они хотят денег, славы, быть на виду постоянно".

О критике и критиках

Звезда театра и кино с грустью говорит, что сегодня хороших театральных критиков не осталось. Ирина Апексимова объясняет: "Раньше были именно критики, которые разбирали спектакли. Их читать было не только интересно, но и полезно. Это были театралы настоящие, знатоки сцены, они ходили на десятки спектаклей, сравнивали и писали большие подробные рецензии.

Теперь же критики – это простые блогеры, которые приходят на один спектакль, чаще на "сырую" еще премьеру, и потом пишут свое мнение. Оно ни на чем не основано, не имеет отношения к театральной истории, к мастерству актерскому. Это просто личное мнение о том, как выглядят актеры, как они смотрелись на сцене. И чаще пишут негатив именно, потому что за него больше ставят лайков, больше обсуждают. Эту ерунду я уже давно не читаю, ничего для себя там ценного не вижу. А хорошей критики хочется".

Об уходе из МХАТ

В МХАТе Ирина Апексимова прослужила до 2000 года, а потом с ней не продлили контракт. Сама артистка рассказывает: "Я была во МХАТе профсоюзным лидером и однажды заступилась за одного актера, которого хотели уволить. В итоге меня уволили. Я благодарна этому событию, потому что, если бы тогда в моей жизни не рухнуло все, я не построила бы новую жизнь, не создала бы свой театр, не достигла бы такого профессионального уровня".

На вопрос о том, почему после ухода из МХАТа она не перешла в другой театр, артистка говорит: "Это так не работает. Выбирать можно только, когда ты выпускник вуза. Потом уже ты либо работаешь в выбранном театре, либо нет. Я просто создала свою театральную компанию, свой театр. Стала приглашать режиссеров, которые ставили спектакли, где я играла, стала вникать в изнанку театра, о которой раньше даже не догадывалась.

Многие воспринимают театр, как действие только, некое чудо. Но чтобы артисты вышли на сцену, кто-то должен решить все организационные вопросы – с костюмами, с обустройством сцены, с продажей билетов, много-много всего. И я стала вникать в это. Эти навыки мне очень помогли потом, когда я одновременно была директором театра Виктюка и театра на Таганке".

О новом и старом театре

Ирина Апексимова определяет свой девиз по жизни фразой "здесь и сейчас". Относит она это и к театру. Заслуженная артистка объясняет: "Сейчас достаточно молодых актеров, но в некоторых театрах им не дают ходу, потому что якобы чтут старую актерскую школу. Их вгоняют в рамки, которые для них давно уже тесные. И я не понимаю, зачем это делать.

Да, русская актерская школа великая, она дала базу многим артистам, в том числе и зарубежным. Но время идет, оно меняется. Не стоит носиться теперь с этой старой школой, нужно внедрять новое что-то, искать новые подходы. Мы не оскорбляем великих мэтров тем, что хотим привнести что-то современное в театр. Наоборот, мы не даем актерству застаиваться, как в болоте.

Сейчас много молодых умных зрителей, но им не интересно уже смотреть старые спектакли. Это переиграно тысячи раз. Стоит показать новые подходы, решения. И тогда молодежь пойдет в театр, а не будет зависать у экранов гаджетов. В наших силах сделать так, чтобы театр развивался и жил, на это я и трачу сейчас все свои силы и время".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какие роли Ирины Апексимовой вам больше всего нравятся?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество