Актер, считающий, что важно оставаться собой, даже когда мир вокруг пытается навязать свои правила, с детства грезил о кино. А после окончания института понял, что эта профессия, вопреки расхожим представлениям, далеко не всегда принимает с распростертыми объятиями.
Павел Майков поделился своими мыслями о современном кино, проекте, подарившем ему популярность, музыке и вдохновении. А также рассказал, почему считает профессию актера зависимой.

Непростой путь к мечте
Павел, детство которого прошло в атмосфере творчества, родился в Мытищах. Его мама и бабушки были художницами, и, возможно, именно это повлияло на его раннее стремление к искусству. Однако, в отличие от многих, у него никогда не было момента выбора: он всегда знал, что хочет быть актером. Это желание было настолько сильным, что он не мог представить себя в другой роли. "Я не помню момента, когда не хотел играть в кино и на сцене. Для меня это было очевидно, как дышать", – признается он.
Но путь к мечте был непростым. Он столкнулся с непониманием и даже сопротивлением со стороны семьи. Художники, к которым принадлежала его семья, смотрели на актеров свысока, считая их поверхностными и несерьезными. Однако это не остановило Павла. Он поступил в ГИТИС, где начал по-настоящему понимать, что такое актерская профессия.
Иллюзии и разочарования
В институте Павлу показалось, что он бездарен. Это чувство знакомо многим творческим людям, когда кажется, что ты ничего не можешь и все усилия тщетны.

После окончания учебы он столкнулся с реальностью актерской жизни: играл в массовках, участвовал в проектах, которые не приносили ни денег, ни славы. Но он не терял надежды, что ему когда-нибудь повезет.
Борьба за роли
Майков не скрывает, что актерская судьба – это черно-белая полоса: "Меня в основном не утверждали. Чаще всего я проходил кастинги, слыша "нет" в 95% случаев. Бывало, роль отдавали другим, а я оставался в тени. Но это не повод опускать руки. Если не брали, искал новые пути, учился, пересматривал подход". Актер сравнивает свою профессию с марафоном, где важно не сгореть на старте, потому что судьба все-таки улыбнется, и важно быть готовым не упустить свой шанс.
А на вопрос журналистов, как выжить в профессии, если тебя годами не замечают, Майков резко отвечает: "Не ждать одобрения. Если вы зависите от чужого "да", вы уже проиграли. Ищите себя вне шаблонов, снимайте ролики, играйте в независимом театре. Сегодня у артиста есть тысячи способов заявить о себе без разрешения "сверху".

Павел цитирует фразу, ставшую его девизом: "Талант – это 10% способностей и 90% упрямства". Возможно, поэтому после десятков отказов он все же сыграл роли, которые запомнились миллионам.
Стереотипы – это вызов
Говоря о возрастных рамках в кино, Майков иронизирует: "В 20 лет я выглядел на 40, а в 40 – на 20. Это путало режиссеров. Порой мне отказывали, потому что я не вписывался в их шаблон "молодого" или "возрастного" героя.
Однако он считает, что любые стереотипы – это вызов, и, когда тебя не берут, начинаешь искать роли, где твоя уникальность станет преимуществом.
Сериал, который принес славу
И вскоре ему повезло: актер получил роль в культовом сериале "Бригада", который стал для Майкова прорывом. Правда, на пробы он попал случайно: его однокурсник попросил помочь с переездом, а потом предложил за компанию сходить на кастинг. Павел согласился, хотя даже не знал, о чем будет сериал. В итоге его утвердили на роль Пчелы, которая стала для него настоящим прорывом.

Уже после первой серии он проснулся звездой, его узнавали на улицах, и казалось, что все его мечты сбылись. Но, как и в любой другой профессии, успех имеет свою цену.
"Я понял, что быть популярным – это не только здорово, но и тяжело. Ты должен постоянно доказывать, что достоин этого места. А это нелегко", – уверяет артист.
Продукты своего времени
Павел отмечает, что картины "Бригада" и "Брат" – продукты своего времени, потому что отражали настроения и проблемы, которые волновали людей в начале 2000-х. Но сейчас, спустя более 20 лет, он считает, что российское кино нуждается в новых историях и новых героях.
"Нам нужны фильмы, которые будут говорить о людях, а не только о полицейских и бандитах, те, которые будут трогать за душу и заставлять задуматься", – считает Майков.
Зависимая профессия
Но даже после "Бригады" он не стал получать роли налево и направо. Были периоды, когда актер сидел без работы. Да, его узнавали, девушки писали любовные письма, а предложений не поступало. "Я был как краска, которую не использовали", – вспоминает он.

И сейчас Павел открыто говорит, что актерская профессия одна из самых зависимых. "Художник может встать и начать писать картину, когда захочет. А чтобы снять фильм или поставить спектакль, нужно собрать кучу людей, найти деньги, договориться с режиссером. Это постоянная зависимость от других", – делится он своими мыслями.
Правда, именно эта зависимость заставляет актеров быть гибкими, уметь подстраиваться и находить выход из самых сложных ситуаций. Майков считает, что его спасало только фанатичное желание заниматься профессией: "Если бы не оно, я бы сейчас был несчастным человеком".
Замок-развалина
Одна из самых ярких метафор, которую использует Майков, – это замок. "Он блестел на солнце, а я шел к нему, мечтая оказаться внутри. Но когда подошел ближе, понял, что это не купола блестят, а дырки в крыше. И не витражи, а голуби, которые обгадили стены", – рассказывает он.
Эта метафора прекрасно описывает его отношение к актерской профессии. В юности он мечтал о славе, признании, больших ролях. Но когда добился успеха, понял, что реальность далека от идеала. Однако Майков не жалеет о своем выборе, говоря, что долго шел к этому замку, и он был для него важен.
Да, он оказался развалиной, но актер рад, что все-таки добрался до него.
Нежелание быть звездой
Павел с самого начала открещивается от звания "звезда". Для него это слово пустой звук, ярлык, навешиваемый на всех подряд. "Звезда – это небесное тело, которое светит. А сейчас звездой называют каждого, кто снялся в сериале. Это чушь", – говорит он.
Майков уверен: настоящая слава приходит только после смерти, когда твое творчество продолжает жить и вдохновлять других. А все эти звезды сериалов и соцсетей – лишь временное явление, которое быстро забывается.
Кино ради денег и рейтингов
С большой грустью Павел говорит о современном кинематографе. По его мнению, сейчас мало кто снимает кино ради искусства. "Все думают о деньгах, о рейтингах, о том, как угодить зрителю. Но забывают, что кино – это в первую очередь история. Если она плохая, даже самые талантливые актеры не спасут", – считает он.
Майков критически относится к современным сериалам, которые, по его мнению, часто снимаются на скорую руку. "Сейчас каждый второй считает себя актером, режиссером или сценаристом. Но настоящих профессионалов единицы", – сожалеет артист.

Рождение вдохновения
На вопрос о творческом подъеме Майков отвечает просто: "Ждать музу – удел дилетантов. Настоящее вдохновение рождается в ежедневном труде. Даже если не веришь в себя, приходишь на площадку и делаешь".
Он вспоминает съемки сериала "Мент в законе", который позже стал культовым. И говорит, что тогда команда работала на износ, но успех пришел гораздо позже, но вера в него была всегда.
Любимый проект
Павел Майков – участник группы "Магрит". Для него музыка – это способ выразить себя, вырваться из рамок актерской профессии. "В музыке я свободен. Здесь я сам себе хозяин, и никто не может мне указывать", – говорит он. Музыка для актера - это еще и способ вернуться в тот самый "замок", который снова становится для него идеальным.

Совет коллегам
Напоследок звезда сериала "Бригада" Павел Майков дает совет юным коллегам: "Не забывайте, что актерская профессия – это не только слава и деньги, а работа, и очень тяжелая. Но если вы действительно любите это дело, не сдавайтесь. И помните, что, даже если вас не утверждают, это не значит, что вы бездарны. Это значит, что вы должны продолжать искать и пробовать".
А еще он призывает не зацикливаться на славе и признании. "Через год после того, как ты перестанешь сниматься, тебя забудут. Поэтому не стоит думать, что ты незаменим. Просто делай свою работу и наслаждайся процессом", – советует Майков.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание