В детективных сериалах харизматичные следователи с легкостью распутывают самые сложные дела, как будто им это ничего не стоит. Но что стоит за созданием таких персонажей? Как актерам удается вжиться в роль людей, чья работа требует не только интеллекта, но и эмоциональной выдержки?
Актриса Мария Андреева, сыгравшая криминалиста Марину в новом сериале "Оперативная память", говорит, что очень важен хороший сценарий, где правда жизни иногда так смешана с вымыслом, что зритель верит даже в самую фантастическую историю. Недавно в интервью Федору Бондарчуку она поделилась своими мыслями о том, почему играть следователя не так сложно, как может показаться на первый взгляд, и почему роль криминалиста требует совершенно другой подготовки.
История о людях и их драмах
"Оперативная память" – проект, где за каждым кадром стоит драма. Майор Багрышев (Андрей Смоляков) теряет память из-за болезни Альцгеймера, но продолжает расследования, передавая опыт молодому стажеру. Мария играет криминалиста Марину – единственную женщину в команде оперативников.
"Меня сразу подкупил сценарий, читала его как книгу, даже не фокусируясь на своей роли. Все-таки я обожаю детективы: тут и классическая структура "одна серия – одно дело", и глубокая личная история героев. Багрышев – это как балерина со сломанной ногой или певица без голоса. Он борется до конца, и это трогает", – признается актриса.

"Оперативная память" – это не просто детектив, а история о людях, их взаимоотношениях и внутренних драмах, о том, как человек, теряющий память, продолжает бороться за правду. Это огромная трагедия, которая заставляет сопереживать.
Режиссер как дирижер
Кроме того, по ее словам, очень важен человек, который руководит всем процессом. Им оказался режиссер Сергей Попов. Когда-то Андреева уже пробовалась к нему раньше, но тогда проекту не суждено было сбыться, а на этот раз все сложилось.
"Сережа работает с актерами как дирижер. Незаметно, но точно. Он не говорит: "Сделай вот так", а направляет, чтобы ты сам нашел нужную ноту. В кино сейчас редко говорят о действии персонажа – жестах, взглядах, паузах. А Попов умеет", – восхищается Мария.
Три секрета идеального детектива
Когда ее спрашивают, что делает детективный сериал запоминающимся, она отвечает так: "Чувство юмора. Да-да! Даже в мрачных историях должно быть место иронии. Еще фантазия. Если к пятой серии зритель уже догадался, кто убийца, это провал. И третье – легкость. Не надо давить психологизмом. Преступление должно быть элегантным, а расследование - напоминать танец. Если зритель до последнего не понимает, кто преступник, это успех".

Кстати, в "Оперативной памяти" ей самой до последнего было неясно, кто главный злодей. И это она считает плюсом. Андреева дочитала сценарий и с восторгом подумала, что никогда бы в жизни не догадалась, и это очень хорошо, потому что хороший детектив обязан держать в напряжении даже актеров.
Разница между следователем и криминалистом
Мария Андреева уже играла следователя в другом проекте, но роль криминалиста стала для нее новым опытом. "Технически следователя играть не сложно. Главное – верить, что твоя история кому-то нужна. Тут еще работает харизма и интуиция, умение задавать правильные вопросы", – признается артистка.
А вот роль криминалиста требует другой подготовки. В этой профессии очень важны точность и внимание к деталям. В сериале героиня Андреевой почти не говорит, зато постоянно "копается" в вещественных доказательствах: измеряет, фотографирует, ищет отпечатки.
"Я думала, криминалисты – это суровые мужчины в потертых плащах. А к нам на съемки приехала консультант – девушка с идеальным маникюром и укладкой. И она только что вернулась с ночной смены! Я обомлела", – улыбается звезда кино, которой пришлось учиться, как брать пробы, работать с оборудованием, даже правильно стоять над "трупом" (в кадре, конечно). Помогли не только консультанты, но и ассистент гримера, которая в прошлом сама была криминалистом.
"Мы с Женей Гришковцем в "Обычной женщине" шутили, что наши врачи как лиса Алиса и кот Базилио. А с криминалистами так не прокатит, тут надо хотя бы имитировать профессионализм", – рассказывает Мария.

Интересная роль
Для Марии важно не только понять персонажа умом, но и почувствовать его телом: "Марина не самый открытый человек. Она замкнута, сдержанна, и это отражается в ее движениях, даже в том, как она смотрит. Для меня важно, чтобы тело "говорило" о персонаже. Это помогает сделать героя более живым".
Актриса признается, что ей нравятся такие роли, где можно играть не только словами, но и молчанием, потому что иногда то, что не сказано, важнее, чем то, что произнесено вслух. Марина – именно такой персонаж, который не говорит лишнего, но каждое ее действие имеет значение.
Работа со Смоляковым
С Андреем Смоляковым Мария работала еще в "Мосгазе", а в "Оперативной памяти" их герои стали коллегами, но динамика изменилась.
"Он мастер превращать трагедию в тихую силу. Его Багрышев не ноет, не ищет жалости, а просто делает свое дело, даже когда мир рушится. И я тут уже серьезный специалист, хотя за кадром мы все так же дурачимся", – рассказывает Андреева.

Боязнь красных дорожек
Несмотря на успех в кино, Мария до сих пор чувствует себя неловко на светских мероприятиях: "Мне говорят: "Вы же любимица глянца". А я просто не умею играть в эти игры. Когда все вокруг переживают, достаточно ли они худые или гламурные, хочется сбежать в театр. Там можно в старом свитере говорить о важном, а не о цвете помады".
Пацанка и любительница мотоциклов
Мария обожает проекты, где можно "быть одной из пацанов", и "Оперативная память" - как раз такой случай. "Тут и Кузьма Сапрыкин с его юношеским запалом, и Александр Голубев – артист, которого я обожаю с детства. А еще Евгений Санников из МДТ. Мы моментально нашли общий язык", – радуется отличному коллективу актриса.

А когда съемки заканчиваются, Андреева переключается на мотоспорт, катаясь на мотоцикле Enduro. По ее словам, это как медитация: если не сконцентрируешься, разобьешься.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание