В школах не хватает учителей. И это наблюдается не только в России, но и в других государствах. Есть немало причин, по которым люди не хотят работать педагогами. Давайте узнаем, что происходит в разных странах, как дела обстоят в России и что можно сделать, чтобы вызвать интерес к профессии учителя.

Глобальность проблемы
Согласно отчету ЮНЕСКО, дефицит педагогов в настоящее время достигает 44 миллионов человек. Особенно остро проблема ощущается в начальных школах. Например, в 2022 году 9% учителей покинули профессию. Эта цифра вдвое превысила показатель 2015 года, когда уволились лишь 4,6% педагогов. В настоящее время проблема только усугубляется.

Подробнее о дефиците учителей в разных уголках мира:
- В 2022 году в США заявили о катастрофической нехватке преподавателей. Учителя увольнялись, проводили забастовки. Людей не устраивали такие факты, как растущая нагрузка на педагогов, зарплата, находящаяся на исторически низком уровне.
- С ноября 2022 года учебные заведения Шотландии и Англии регулярно закрывались из-за забастовок учителей. Во Франции также проводились масштабные акции протеста.
- В 2023 году в Буркина-Фасо из-за нестабильной ситуации в стране закрылось четверть школ. По данным ЮНИСЕФ, более 1 миллиона детей не смогли продолжить обучение после каникул и более 30 тысяч учителей остались без работы.

Ситуация с учителями в России
В России ситуация с учителями не достигает уровня катастрофического дефицита, но является все же сложной. По данным Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, нехватка педагогов в школах оценивается примерно в 3,1%.
Согласно информации, предоставленной ОНФ, вакантные должности преподавателей присутствуют в 40% российских школ. Особенно остро нехватка учителей проявляется по таким ключевым предметам, как математика и физика. Данный дефицит оказывает негативное влияние на качество образования, а также создает дополнительную нагрузку на действующих педагогов.

Почему профессия учителя не пользуется популярностью
В советское время профессия учителя пользовалась огромным уважением и считалась одной из самых престижных и достойных. Учитель воспринимался как наставник и проводник в мир культуры и моральных ценностей. Общество ценило труд педагогов. Однако в современной России ситуация кардинально изменилась. Престиж профессии учителя значительно упал.

Основные причины, по которым профессия учителя сейчас не пользуется популярностью:
- Относительно низкие зарплаты. Особенно это актуально для регионов, где доходы педагогов часто не соответствуют уровню их квалификации и нагрузке. Стоит отметить, что в последние годы зарплата учителей увеличивалась, но, несмотря на это она все еще отстает от предложений в других сферах.
- Работа учителя связана с высокой эмоциональной и физической нагрузкой. Помимо преподавания педагоги занимаются проверкой тетрадей, подготовкой к урокам, организацией внеклассных мероприятий и взаимодействием с родителями. Это делает профессию менее привлекательной для тех, кто ищет баланс между работой и личной жизнью.
- Еще одной причиной непопулярности профессии является отсутствие престижа в обществе. Учителя часто сталкиваются с недостаточным уважением со стороны родителей, учеников. И это снижает мотивацию к выбору данной профессии.
Кроме того, молодые специалисты не видят четких перспектив карьерного роста и профессионального развития в образовательной сфере. Многие выпускники педагогических вузов предпочитают работать в других областях, где их навыки могут быть оценены выше как в финансовом, так и в социальном плане. Некоторые остаются в образовательной сфере, но выбирают не работу в школе, а другие направления. Это репетиторство, разработка и реализация образовательных курсов, создание авторских учебных материалов и др.

Повышение зарплаты как способ привлечения и удержания учителей
Проблему, связанную с дефицитом учителей, нужно решать на нескольких уровнях. Первый важный шаг – инвестиции в сферу образования и повышение заработной платы педагогов. По оценкам Министерства просвещения, на выполнение этого шага потребуется около 400 миллиардов руб. в год. Это составляет чуть менее 0,5% ВВП.

Эксперты заявляют, что необходимо сделать так, чтобы зарплата учителей не только соответствовала средним показателям по региону, но и была конкурентоспособной на рынке труда. Например, можно ввести гарантированную минимальную ставку с последующей ежегодной индексацией выше уровня инфляции. Это сделает профессию учителя финансово привлекательной.
Особое внимание стоит уделить регионам, где разрыв между доходами учителей и специалистов других сфер наиболее заметен. Дополнительно можно ввести систему грантов или бонусов за достижения в работе. Это повысит мотивацию и подчеркнет ценность педагогического труда.

Важность снижения нагрузки
Снижение нагрузки – важный шаг в решении проблемы дефицита учителей. От педагогов требуется немало отчетов. По сути, это бесполезная работа, отнимающая много сил и времени.
Чтобы разобраться с проблемой, важно провести аудит всех требований к отчетности и устранить дублирующие, устаревшие или избыточные формы документов. Например, внедрение единой цифровой платформы, автоматизирующей сбор данных, позволит сократить время на заполнение бумаг.
Также можно передать часть административных задач отдельным сотрудникам – например, методистам, чтобы педагоги могли сосредоточиться на преподавании.

Что уже предпринято и что запланировано
В нашей стране в 2020 году была запущена программа «Земский учитель». Ее цель заключается в привлечении молодых специалистов в регионы. В рамках этой программы учителю, устроившемуся на работу в сельскую школу, выплачивается единовременно сумма в размере 1 миллиона руб.
Естественно, одной программы недостаточно. В России планируют периодически повышать зарплату педагогов. Также в будущем учителей-предметников для российских школ будут готовить в колледжах. Об этом сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. Чиновники считают, что эта мера частично решит проблему дефицита преподавателей в учебных заведениях.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание