В 2025 году исполняется 10 лет с момента выхода Fallout 4. За это время игра была продана тиражом в 30 миллионов копий, получила официальное переиздание, обрела вторую волну популярности после выхода одноименного сериала, но все-такие не достигла успеха Skyrim. А ведь в проекте явно прослеживается желание студии Bethesda создать игру, которая будет популярна десятилетиями. Давайте взглянем на эту игру через призму прошедших лет и попытаемся понять, почему Тодд Говард не смог прыгнуть выше головы.
Это не фэнтези

The Elder Scrolls V: Skyrim представляет собой классическое фэнтези в стиле «Хоббита» и «Властелина колец». Так уж вышло, что на произведениях Толкина выросло не одно поколение геймеров. Любой из них мечтает оказаться в мире, который напоминает бескрайнее Средиземье. Чарующие просторы Скайрима как нельзя лучше передают дух приключения в жанре фэнтези. Тут тебе и бравые воины-варвары, и прекрасные эльфийки, и могущественная магия, а также могучие драконы, которых наш Довакин щелкает, как орешки.
Вселенная Fallout 4, безусловно, прекрасна. Постапокалипсис с налетом ретро-футуризма пришелся геймерам по вкусу еще в момент выхода первой части франшизы в далеком 1997 году. Но все же постъядерная разруха не может конкурировать с жанром, в котором были написаны сотни тысяч произведений.
Слишком приземленный сюжет

Большинство моих коллег по цеху менее сдержаны в эпитетах к основной сюжетной линии Fallout 4. Я же не могу назвать ее плохой или посредственной. Скорее, она чересчур приземленная. Очередной родитель пытается найти потерянное дитя. Да, кого-то эта история может тронуть, но ведь мы видели практически то же самое в Fallout 3, когда занимались поисками своего отца.
К тому же основной сюжет совершенно не вяжется с происходящими в мире событиями. Вот наш герой становится свидетелем похищения своего сына, а через пару часов он забивает на поиски кровинушки и отправляется зачищать очередное гнездо рейдеров или сажать тошку (радиоактивный помидор) на своей ферме.
Как бы мы с вами не возмущались по поводу историй, где протагонист является последней надеждой человечества в борьбе со злом, они нам нравятся. И Skyrim тут попал в самое яблочко. В первые же часы игры нам заявляют, что мы избраны богами, чтобы противостоять Пожирателю мира. Ну а заодно можно выполнить пару заказов на бандитов и помочь людям - это ведь вписывается в образ героя.
Бесконечные генераторные квесты

Безусловно, в «Скайриме» они тоже были. Каждые 30 дней в городах обновлялся не только лут, но и список заказов на бандитов, великанов, драконов и прочих нарушителей спокойствия. А гильдейские мини-квесты ты мог проходить и вовсе без перерыва. Вот только никто не пихал тебе эти задания в лицо. Захотел - спросил в трактире о работе, не захотел - пошел по своим делам.
В Fallout 4 нам никто не даст спокойно исследовать мир. Каждый игровой день на какое-нибудь поселение нападают рейдеры или супермутанты. А местный глава минитменов Престон Гарви и вовсе стал мемом со своим фирменным «Еще одному поселению нужна твоя помощь». Для себя я нашел эффективный способ противодействия таким заданиям - просто замедлил течение игрового времени в 4 раза через консоль. Но ведь многие геймеры не знают об этой функции до сих пор.
Режим строительства

Я из тех людей, кто провел в режиме строительства Fallout 4 больше времени, чем за исследованием мира и прохождением квестов. Это самая прекрасная, но в то же время отвратительная механика игры. Невозможно устоять перед соблазном построить в освобожденном поселении пару домиков для местных болванчиков. Начав, ты зависаешь в стройке на несколько часов и сам не замечаешь, как скромная деревушка превратилась в укрепленную крепость.
Что же плохого в режиме строительства, если он опционален? А то, что у каждого игрока есть определенный запас интереса к играм в открытом мире. К примеру, у меня это что-то около 40-50 часов. Спустя данный промежуток времени, мне становится банально скучно здесь находиться. Вот и получается, что вместо осваивания действительно интересного контента, ты большую часть времени строишь дощатые хибары, а потом просто дропаешь игру и идешь в другой проект.
Нет возможности отыграть свою роль

В Fallout 4 Тодд Говард решил отобрать у нас большинство ролевых элементов, превратив игру в лутер-боевик в открытом мире. А ведь большинство фанатов франшизы являются именно ценителями жанра RPG. Они ждали от игры возможность отыграть какую-нибудь интересную роль. А тут мало того что сюжет линейный, так еще и диалоговое окно максимальное не информативное: «Да», «Нет», «Вопрос» и «Сарказм». Конечно, есть мод, который преобразует диалоговое колесо в развернутый список, но ведь сами ответы от этого не меняются.
В Skyrim же наш герой по классике является безымянным заключенным, о прошлом которого ничего не известно. В диалогах мы не слышим его голоса, благодаря чему характер персонажа прописывается у нас в голове. А после вступления, которое длится 15 минут, мы вольны идти на все 4 стороны. Все это создает идеальные условия для приключений и отыгрыша роли.
Клуб творчества и модификации

Почему-то у Bethesda совершенно разное отношение к Creation Club в Skyrim и Fallout 4. Все официальные моды в игре от 2011 года более-менее интегрированы в мир. Активировав в разделе плагинов какую-нибудь броню для лошади, твоя кобылка не получит ее автоматически. Сперва нужно будет сходить к кузнецу и потратить немного золота.
А вот в Fallout 4 большинство предметов из клуба творчества просто появляются в вашем инвентаре. Представьте себе удивление вашего персонажа, который собирает жестяные банки по помойкам, а в один прекрасный момент обнаруживает в своем рюкзаке броню Думгая. Почему нельзя было интегрировать весь контент в мир, чтобы он получался поэтапно и лорно, непонятно.

К тому же игры от Bethesda являются отличными платформами для установки фанатских модификаций. Но из-за того, что популярность игры не дотягивает до Skyrim, на Nexus можно найти не так уж много годных творений. Большинство из них либо откровенно «васянские», либо просто что-то фиксят. Из интересного я могу лишь посоветовать полную локализацию текстур (плакаты, вывески) от Hiro.
Нет необходимости в прокачке

Уже на 2-3 часу игры в Fallout 4 ты получаешь силовую броню, которая напрочь ломает всю необходимость в дальнейшей прокачке вашего героя. Да, она расходует ядерные блоки. Вот только найти их можно практически в каждой локации, а то и вовсе в сундуке в качестве рандомного лута.
Нет, конечно, вы можете прокачивать харизму и удачу, чтобы находить еще больше лута и сбагривать его торговцам по высоким ценам. Вот только деньги тут девать особо некуда, да и заработать их можно куда проще, построив в поселении водную ферму. Единственный выход - играть в режиме выживания, превращая игру в симулятор выживания.
Чем Fallout 4 лучше Skyrim

На самом деле в Fallout 4 есть одна вещь, которой может позавидовать даже всеми любимый Skyrim. Речь, конечно же, о спутниках главного героя, которые получились довольно проработанными. По сравнению с однотипными хускарлами и наемниками Пайпер, Кюри, Кейт, Данс и даже робот Кодсворд смотрятся очень живыми. Последний и вовсе знает несколько сотен имен (к сожалению, только английских), которые может использовать в качестве обращения к герою.
Но и тут Bethesda все испортила. В игре Fallout 4 ты получаешь куда больше бонусов, если путешествуешь в соло. Перк «одинокий странник» - настоящая имба, особенно для режима выживания. Так что тебе выгодно просто забить на всех NPC и бегать одному или с Псиной (кличка собаки). Да и в Skyrim есть много фанатских модов на спутников, некоторые из которых даже полностью локализованы на русский язык.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание