На днях для игры Half-Life 2 вышла модификация RTX (трассировка лучей), которая разрабатывается при поддержке Nvidia. Помимо новомодного освещения, в игру также добавили обновленные текстуры, благодаря чему графика выглядит более современной. В таком случае почему у данного мода всего 54% положительных отзывов? Ведь это по сути ремастер, который делает легендарную игру лучше. На самом деле не все так однозначно, как может показаться на скриншотах. Подробнее в нашем обзоре.
А так ли нам была нужна трассировка лучей

Ни для кого не секрет, что данная технология от Nvidia является откровенно сырой. Включая всего одну опцию в настройках, нагрузка на графический и центральный процессоры вырастает многократно. Если для оригинальной Half-Life 2 в разрешении FullHD достаточно любой видеокарты с 1 Gb памяти, то для поддержки технологии RTX вам потребуется видеокарта уровня RTX 4070 (12 Gb) - и то при условии, что вы включите генерацию кадров (о ней мы еще поговорим).
Вы скажите, что ведь можно просто поставить данный мод, отключить трассировку лучей и просто наслаждаться обновленными текстурами. А я вам скажу, что в Сети есть куда более оптимизированные графические паки, созданные сообществом. Даже на среднем железе (4 Gb GPU) Half-Life 2 можно запустить в разрешении 2K. Тут же в минимальных системных требованиях числится видеокарта RTX 3060. Почему настолько много? Да потому, что без DLSS игра отказывается нормально работать.
«Ватный» геймплей при включении DLSS

Теперь давайте поговорим о том, чего стоит вторая флагманская технология от Nvidia - генерация кадров. Я уже неоднократно предупреждал, что она показывает себя более-менее только в тех случаях, когда в режиме «сырой» производительности ваш ПК показывает стабильные 60-70 ФПС. В таком случае, включив DLSS, вы увидите 180-250 кадров в секунду. Зачем вам столько нужно - спросите у Хуанга. Лично я не вижу в большинстве игр разницы между 60 и 90 FPS.
Если верить отзывам, даже на RTX 4090 данный мод на Half-Life 2 показывает 40-50 кадров в секунду. Включая DLSS, система генерирует красивые 110 или даже 150 FPS, но в то же время геймплей станет попросту ватным. Нейросеть будет пытаться опередить события, дорисовывая кадры. Это незаметно до тех пор, пока действия игрока предсказуемы (например, он двигается вперед). Но если персонаж резко останавливается, нейросеть все еще продолжает дорисовывать кадры.

Именно из-за подобной особенности геймплей с включенным DLSS ощущается таким «ватным». Ты будто бы играешь в какой-то сетевой проект с повышенным пингом. Отпускаешь кнопку бега, а персонаж все равно делает еще 2-3 шага. А теперь вспомним, что Half-Life 2 является шутером от первого лица, где важна каждая миллисекунда. Я что, зря 20 лет оттачивал реакцию в разных играх, чтобы меня убивал какой-то там хэдкраб?
Как технологичная картинка убивает атмосферу

Не спорю, Half-Life 2 с модом RTX выглядит достаточно симпатично. Это отличный проект, если вы хотите наделать побольше скриншотов на тему научной фантастики. Но в то же время играть в это тяжело, особенно если в памяти у есть воспоминания о том, как выглядели те или иные места в оригинале.
Half-Life 2 была довольно мрачной игрой: лично мне по атмосфере она всегда напоминала Silent Hill. Но с включенной трассировкой лучей картинка стала слишком яркой и цветастой. Да, источники света работают правильно. Но в то же время тебя не покидает ощущение, что из хоррора ты попал в какой-то Fortnite.
Да, освещение в оригинальной Half-Life 2 не было технологичным, но оно было уместным. Все потому, что над арт-дизайном работал невероятно талантливый художник Виктор Антонов (царство ему небесное). Этот человек создал мрачный, депрессивный, но в то же время по-своему уютный мир. А RTX все это ломает.
Что там с текстурами

Устарели ли текстуры Half-Life 2? Безусловно, да. Стали ли они выглядеть лучше с модом RTX? Некоторые - да, но именно в этом и заключается проблема. Разработчики модификации не стали уделять внимание всем объектам в игре, а сосредоточились на изменении внешнего вида тех вещей, которые отражают свет. Это вызывает некое недоумение, когда в одних сценах текстуры хорошие, а в других - мыло.
Я не первый год увлекаюсь моддингом старых игр, так что со всей ответственностью могу заявить, что текстуры можно было проработать намного лучше. Практически нигде я не увидел эффекта паралакса (когда 2D придают объем с помощью света и тени). Местами видны швы, которых не было даже в оригинале. А мелкие объекты как имели разрешение 128 пикселей, так такими и остались.
Как правильно делать ремастер

Если вы хотите сыграть в ремастер Half-Life 2 с максимально приближенной к лору графикой, то достаточно просто вбить в поисковике: «Half-Life 2: Update». Нажимаем на ссылку с руководством в Steam, где вам во всех подробностях рассказывают особенности графической сборки. К примеру, автор поднял разрешение текстур до 4K (можно понизить), провел редизайн некоторых визуальных эффектов, а также обновил модели персонажей на высокополигональные.
При этом данная сборка ни коим образом не портит атмосферу оригинала. Никакой тебе кислотной графики и «васянства». Переработке подверглось то, что требовало внимание к себе в первую очередь. И это уж точно не освещение и карта теней. Но в то же время автор очень дотошно подошел к созданию сборки, не забыв улучшить качество мелких текстур (например, фотографий в лаборатории Кляйнера).
Есть ли у технологии RTX будущее

Безусловно, да. Сейчас она находится на ранних стадиях развития, из-за чего мы наблюдаем проблемы с производительностью. Я уверен, что лет через 5-10 нам представят RTX 2.0, которая не будет нагружать систему так сильно. Сейчас же «удар» получает не только видеокарта, но и процессор.
Другой вопрос - а нужна ли нам будет эта RTX? Как показывает практика, в тех играх, которые поддерживают трассировку лучей, бывает трудно отличить графику с технологией RTX и без нее. Да, картинка может отличаться от оригинала, но далеко не всегда в лучшую сторону.
В данный момент основная проблема заключается в том, что технологию RTX нам продают в наборе с DLSS. Технический прогресс достиг своего пика развития, и в дело пошли нейросети. Но пока что они не справляются с генерацией кадров настолько хорошо, чтобы это не влияло на геймплей.
Как Nvidia загнала себя в угол модом на Half-Life 2

Забавно, что после выхода Half-Life 2 RTX мы особо не увидели комментариев по поводу того, что владельцы видеокарт от AMD остались не у дел. А ведь 2-3 года назад «зеленые» любили подразнить «красных» тем, что их видеокарты не поддерживают трассировку.
Все дело в том, что мод Half-Life 2 RTX стал очередным доказательством того, что данная технология слишком сырая, чтобы выпускать ее в массы. Далеко не у вех есть видеокарты хотя бы уровня RTX 3080, не говоря уже о RTX 4090 и выше. А ведь именно через трассировку Хуанг пытается продать нам 50-е поколение.
В то же время есть компания AMD, которая открыто признает, что у нее нет RTX, но зато цена на комплектующие ниже, а «сырая» производительность местами выше. К тому же у них есть аналог DLSS (FSR), который работает с гораздо меньшим количеством артефактов.
Арт-дизайн vs трассировка лучей

Большинство геймеров в этом противостоянии выбирают первый вариант. Все дело в том, что игры с трассировкой лучей выглядят слишком одинаково, и Half-Life 2 не стала исключением. А вот если команда художников настраивает свет вручную, то это придает игре особую атмосферу. Да, возможно, результат будет не слишком реалистичным. Но большинство геймеров этого не заметят, а вот «ватный» геймплей с включенной DLSS почувствует каждый.
Так что лично я бы хотел видеть ремейки и ремастеры, в которых упор сделан на сохранение оригинальной атмосферы игры. Ведь разработчики не зря задумывали ее именно такой. А все эти новомодные технологии пусть добавляют в новые проекты для энтузиастов, которые готовы покупать видеокарты на 3000 долларов.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание