Недавние исследования показали - российский авторынок оказался в глубоком кризисе. Продажи новых легковых автомобилей в феврале упали на 25%, что стало серьезным ударом для всей отрасли. Особенно тревожно это выглядит на фоне относительно стабильных показателей января, который традиционно считается слабым месяцем из-за новогодних праздников. Обычно к концу зимы рынок начинает оживать, но в этом году все пошло не так, как ожидалось. Дилерские центры переполнены автомобилями: если раньше запасы формировались на 1–2 месяца, то сейчас их объем вырос вдвое, а количество покупателей резко сократилось.
Почему россияне перестали покупать машины
Основная причина — высокая ключевая ставка, которая сделала автокредиты недоступными для большинства граждан. Так, количество выданных автокредитов в феврале сократилось на 31% в количественном выражении и на 46% в денежном, а высокая ставка сделала банковские вклады более привлекательными. Многие россияне предпочитают не тратить деньги на автомобили, а вкладывать их под проценты.

Еще одним фактором стал неопределенный информационный фон, связанный с возможным возвращением на рынок иностранных автопроизводителей. Сейчас на рынке появились так называемые "ждуны": кто-то ждет снижения ключевой ставки, кто-то — возвращения привычных брендов. Оба этих фактора негативно влияют на текущую ситуацию в целом.
Что ждет авторынок в ближайшем будущем
Повышение ключевой ставки, изначально направленное на охлаждение рынка, привело к его заморозке. Аналитики прогнозируют, что в марте продажи могут упасть на 45–50%, а к концу года в лучшем случае достигнут уровня 80 тысяч автомобилей.
Автомобильная отрасль играет ключевую роль в экономике России. По данным Российской ассоциации автодилеров, она ежегодно приносит в бюджет около 20 триллионов рублей, что составляет 1% ВВП страны. Однако из-за текущего кризиса государство может потерять до триллиона рублей налоговых поступлений.
Кроме того, в отрасли занято более полумиллиона человек. Если ситуация не изменится, около 150 тысяч специалистов могут потерять работу. Речь идет не только о продавцах, но и о сотрудниках заводов, непосредственно работающих на производстве.

Каких цен на автомобили ждать
На складах дилеров скопилось огромное количество машин 2023–2024 годов выпуска, от которых нужно срочно избавляться. В этом могли бы помочь небольшие, но все же скидки - например, при покупке автомобиля стоимостью 2 миллиона рублей можно будет сэкономить 100–120 тысяч рублей. Однако эксперты сомневаются, что скидки смогут существенно повлиять на ситуацию. Снижение курса юаня могло бы удешевить автомобили, но рост утилизационного сбора и закупки по старому курсу сводят этот эффект на нет.

Российский авторынок переживает один из самых сложных периодов за последние годы. Чтобы вывести отрасль из кризиса, необходимы конкретные меры: снижение ключевой ставки, стимулы для покупателей и пересмотр текущей экономической политики. Пока же дилерам остается лишь надеяться на лучшее и искать способы адаптации к новым реалиям. А продавцам - в буквальном смысле "гоняться" за каждым покупателем.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание