"Фигурное катание - моя стихия": разбираем спортивно-биографическую драму "Роднина"

Непобедимая в парном фигурном катании на протяжении 12 лет своей карьеры в СССР, Ирина Роднина стала легендой. Ее биография легла в основу фильма "Роднина" режиссера Константина Статского, премьера которого состоялась 6 марта. Фильм снят по книге самой спортсменки "Слеза чемпионки". Какой получилась экранная биография великой фигуристки? Об этом читайте ниже.

Сюжетная линия фильма

1955 год. Маленькая, болезненная, но неугомонная Ира с самого утра спешит на каток. Несмотря на высокую температуру, юная фигуристка упорно разучивает заветный аксель. Проходят годы, и в конце 1960-х Ирина (в исполнении Владиславы Самохиной) уже тренируется в ЦСКА с не слишком амбициозным партнером Булановым (экранный образ фигуриста Уланова, сыгранный Федором Федотовым).

Их тренировки проходят под строгим, но справедливым руководством тренера Жукова (прототип – тренер Жук, блестяще воплощенный Евгением Ткачуком). Несмотря на недостаток целеустремленности у Буланова, Ирина вдохновляет его на победы, и несколько лет их дуэт успешно выступает на международных соревнованиях, сталкиваясь с неприязнью западных зрителей, настроенных антисоветски.

В конце концов, Буланов, покоренный силой Ирины как в спорте, так и в жизни, предлагает ей отношения, но встречает отказ партнерши, считающей недопустимым смешивать спорт с личным. После неожиданной болезни Родниной их спортивный союз распадается, и фигуристка теряет надежду на возвращение на лед. К счастью, тренер Жуков убеждает ее вернуться и находит ей нового партнера – Александра Зайцева. Вместе с ним Ирина начинает новую главу своей карьеры.

Творческая команда, снявшая фильм

Книга Ирины Родниной "Слеза чемпионки", ставшая фундаментом для фильма, была переработана в сценарий Светланой Мигуновой-Дали и Анной Озар. Режиссерское кресло занял Константин Статский, в чьем портфолио есть работы как с историческими сюжетами ("Троцкий"), так и с популярными проектами ("Мажор").

Запоминающиеся и точно воссозданные костюмы, вплоть до мельчайших деталей повторяющие оригинальные образы Родниной, – заслуга художника по костюмам Екатерины Арефьевой. Продюсированием этой вдохновляющей истории успеха занимались Тимур Вайнштейн и Юлия Сумачева, известные своими громкими проектами на НТВ, включая "Слово пацана" и "Библиотекарь".

В итоге получилась впечатляющая спортивная биографическая драма, где актерская игра, костюмы и операторская работа выполнены на высочайшем уровне. Главный идейный посыл фильма соотносится со словами самой Родниной, которые она не раз повторяла на интервью: "Фигурное катание – моя стихия".

Владислава Самохина создает образ Ирины Родниной, делая акцент на глубоких, многозначительных взглядах. Ее героиня не отличается разговорчивостью, предпочитая доказывать свою силу поступками. Наблюдать за работой Евгения Ткачука – настоящее наслаждение. Его Станислав Жуков получился цельным, но при этом очень человечным фанатом своего призвания, тренером, каким он и должен быть.

Смена фамилий в фильме не случайна

Авторы фильма, меняя фамилии реальных прототипов, словно заранее наделяют их экранные образы негативными чертами. За вымышленными именами, как правило, скрываются недостатки или слабости. Так, экранный Уланов, не совсем корректно поступивший со своей партнершей, предстает в образе вульгарного Буланова. Фигурист Олег Протопопов, соперник Родниной, в фильме становится Алексеем Панкратовым – вероятно, из-за его симпатии к западной культуре и высокомерия.

Даже молодая тренерша Родниной и Зайцева, легко узнаваемая по прическе и воротнику, пришедшая на смену жесткому Жукову, вместо Татьяны Анатольевны (ее прототипом, очевидно, является Тарасова) названа Натальей Анатольевной. Вероятно, это связано с тем, что ее экранный образ кажется излишне мягким, не соответствуя привычному образу Тарасовой в ее зрелом возрасте.

В целом окружение Родниной в фильме представлено либо как препятствие, не отвечающее ее высоким стандартам, либо как враг, пытающийся подорвать ее дух. Распознать реальных людей за измененной внешностью и намекающими именами смогут лишь самые внимательные зрители. Начавшись как история со сказочными элементами, фильм неожиданно переходит к политической сатире, разоблачая внутренних и внешних противников.

Отличие фильма от реальности

В фильме многие события представлены в упрощенном виде, изменены или вовсе отсутствуют. Основное внимание уделено триумфам фигуристки. Сама она изображена как безупречный персонаж, который, несмотря на несправедливое отношение окружающих, постоянно добивается успеха. Складывается впечатление, что история рассказана исключительно с точки зрения самой Родниной, без какого-либо стороннего взгляда.

Не совсем ясны мотивы поведения первого тренера Родниной, Жукова. Его отношение к спортсменке и ее второму партнеру, Александру Зайцеву, показано противоречиво: то ли он ревнует, то ли обижен, что даже не может произнести тост на ее свадьбе. В реальной жизни красивого примирения между Родниной и ее бывшим тренером не произошло. Он эмигрировал в Японию из-за снижения результатов и обвинений в неэтичном поведении со стороны советского руководства. Позже он вернулся, но так и не смог найти работу в отечественном спорте.

Образ иностранцев получился излишне карикатурным

В действительности на Олимпиаде в США не было напряженного соперничества между фигуристами, демонстрирующими сложные элементы в попытке превзойти друг друга. Как рассказывала сама Роднина, инцидент с подсыпанным в коньки стеклом произошел не за границей, а на чемпионате в СССР. Все иностранные персонажи в фильме выглядят нарочито карикатурно и агрессивно.

Соперничающий фигурист, которому не нравится выбор музыки Жукова и его подопечных – "Калинка-малинка", терпит поражение. Неприятных американских болельщиков, освистывающих советскую делегацию в 1980 году из-за событий в Афганистане, ставит на место советский хоккеист, эффектно отправляя брошенную в него банку колы в мусорное ведро.

Олимпиада в Лейк-Плэсиде, ставшая последним турниром в карьере Родниной, представлена в фильме как кульминация. Для усиления драматизма финальной части соперничество с иностранными спортсменами преувеличено. В реальности Бабилония и Гарднер испытывали волнение еще до начала соревнований, Ирина не планировала сниматься, а организаторы никогда бы не допустили превращения шестиминутной разминки в полноценные выступления двух пар.

Картину точно стоит посмотреть

В отличие от более легковесных фильмов о фигурном катании, таких как трилогия "Лед" или "Последний аксель", "Роднина" представляет собой более серьезную работу. Картина довольно точно следует автобиографической книге спортсменки. Однако для создания более полной и объективной картины не хватает взгляда со стороны других действующих лиц.

Фильм пытается найти баланс между несколькими жанрами – спортивной драмой, историей успеха и сказочной повестью, объединяя их актуальным образом сильной женщины. В целом этот эксперимент можно считать удачным: сильный актерский состав, качественная работа съемочной группы и динамичный для биографической ленты темп делают байопик увлекательным. Он способен вызвать самые разные эмоции – от вдохновения и смеха до волнения.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы любите фильмы на спортивную тематику?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.