Каким был русский подводный флот во времена империи

Многим известно о советских подводных лодках времен Холодной войны, которые сыграли в ней ключевую роль. Тем не менее, история российского подводного флота началась значительно раньше, еще до начала противостояния с Соединенными Штатами и даже до основания Советского Союза. Хотя в то время подводные лодки не имели развитой тактики и технического оснащения, историки полагают, что именно они помогли защитить Владивосток от нападения японских эскадр.

Первые в мире боевые подводные корабли

Считается, что первые подводные лодки возникли в середине XIX столетия как средство борьбы для более слабой стороны в конфликте. Во время Гражданской войны в США Конфедеративные Штаты Америки, стремясь прорвать морскую блокаду, установленную северянами, предприняли попытку создать подводное судно. Одним из таких проектов стала "Ханли" – почти полностью погружаемый корабль крайне простой конструкции.

Его вооружение представляло собой мину, закрепленную на выдвинутой вперед штанге. К сожалению, "Ханли" была потеряна во время своей первой же успешной атаки. К концу XIX века в Европе и Соединенных Штатах появились уже более совершенные подводные лодки, способные к длительному полному погружению и атаке с использованием торпед.

Россия несколько запоздала с включением в эту гонку вооружений. Отечественное кораблестроение в целом уступало западным технологиям, и преимущества нового вида оружия казались неочевидными. Однако в 1900 году Морское министерство Российской империи приняло решение о необходимости следовать современным тенденциям.

Для разработки первой российской подводной лодки была создана специальная комиссия, в состав которой вошли корабельные инженеры и моряки. Результатом работы этой комиссии стала первая отечественная субмарина "Дельфин", которая в целях сохранения секретности по документам проходила как миноносец.

Что это была за подлодка?

"Дельфин" представлял собой небольшой корабль длиной 20 метров и водоизмещением в 100 тонн, по сути являясь подводным торпедным катером. На поверхности он передвигался с помощью бензинового двигателя, а при погружении, которое было ограничено несколькими часами и глубиной до 50 метров, переключался на электрические аккумуляторы.

Для ухода под воду использовалось заполнение балластных цистерн водой, а для подъема на поверхность применялась продувка этих цистерн сжатым воздухом. В подводном положении лодка отличалась крайне низкой скоростью, не превышавшей 6 узлов (около 11 километров в час), хотя обычно она была еще меньше. Ее вооружение состояло из двух торпед, для применения которых требовалось сблизиться с целью на значительно меньшее расстояние, чем 1852 метра.

Вскоре после появления "Дельфина" российский флот пополнился другими подводными лодками как отечественной, так и зарубежной постройки. Эти новые субмарины были крупнее, быстроходнее, надежнее и в целом лучше, хотя и сохраняли схожие конструктивные черты. Несмотря на свою примитивность, "Дельфин" и его экипаж вошли в историю.

Русские подводники во время русско-японской войны

К началу Русско-японской войны в феврале 1904 года российский Императорский флот располагал всего одной подводной лодкой – "Дельфином". Однако правительство предприняло срочные меры по строительству новых кораблей и активно закупало имеющиеся подводные лодки в нейтральных странах. К концу того же года во Владивосток по железной дороге удалось доставить в разобранном виде семь субмарин, среди которых наиболее современной была построенная в США лодка "Сом".

Стоит отметить, что консервативно настроенные высшие офицеры флота относились к подводным лодкам с недоверием. В связи с этим экипажи субмарин, состоявшие исключительно из добровольцев, были вынуждены самостоятельно решать вопросы снабжения, разрабатывать тактику применения и даже создавать стандартные команды, которые ранее отсутствовали в надводном флоте.

Лишь к лету 1904 года российским флотом была разработана эффективная тактика использования подводных лодок: надводные корабли могли вступать в бой с противником на предельной дистанции, чтобы затем заманить его в район, где находились в засаде субмарины. Противник в полной мере осознавал эту угрозу, и некоторые историки полагают, что именно этот фактор удержал японский флот от попытки нападения на Владивосток при царе.

Эпоха расцвета российского подводного флота

Официальное признание подводных лодок в России произошло лишь после завершения Русско-японской войны. 19 марта 1906 года был издан императорский указ, учредивший в составе флота новый класс кораблей – подводные лодки. Этот день стал профессиональным праздником для подводников, который отмечался до Октябрьской революции. Традиция празднования была возобновлена только в 1996 году, после распада Советского Союза.

В начале XX века на Балтийском море преобладающее влияние имел немецкий флот. Тем не менее, немногочисленные российские подводные лодки регулярно выходили на боевое патрулирование и добивались отдельных успехов. В частности, в октябре 1915 года подводная лодка "Аллигатор" смогла захватить немецкий пароход и привести его в порт. Совершенно иная ситуация сложилась на Черном море, где противостоять турецкому флоту могли только российские корабли.

Новые российские подводные лодки типов "Морж" и "Нарвал", хотя и уступали немецким аналогам, обладали способностью уверенно действовать вдали от своих баз. Это позволило им патрулировать турецкие грузовые суда непосредственно у портов богатого углем района Зонгулдак (расположенного в 230 километрах к востоку от Константинополя) и топить их практически беспрепятственно.

За годы войны всего лишь дюжина российских подводных лодок уничтожила более 300 турецких судов, большая часть которых были парусными. Наибольшую эффективность показала подводная лодка "Тюлень", на счету которой было 53 уничтоженных судна. Некоторые из них были не потоплены, а захвачены в качестве трофеев. К тому времени даже самые консервативные адмиралы перестали относиться к подводным лодкам с пренебрежением, осознав их боевую мощь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знали, что первые русские подводные лодки были созданы так давно?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.