14 февраля 2025 года в кинотеатрах России состоялась премьера фильма "Пророк. История Александра Пушкина", посвященного знаменитому поэту и писателю. Для режиссера Феликса Умарова это первая полнометражная работа — до этого он ограничивался созданием рекламы и музыкальных клипов. В своей картине автор представил биографию Пушкина в необычном ракурсе, рассказав ее в формате мюзикла.
Пушкин показан без лишнего пафоса

Фильм начинается с динамичной сцены: на улицах Петербурга раздаются крики "Пушкин!", и горожане спешат купить его новый роман. Люди выстраиваются в длинные очереди в книжных магазинах, но экземпляров всего равно не хватает на всех. Затем сюжет переводится в юность писателя, в годы учебы в Царскосельском лицее. Здесь Пушкин делает первые шаги в поэзии, дерзит учителям и заводит друзей.
Создатели фильма охватывают важные моменты биографии поэта, но избегают короткого пафоса. Вместо этого они представляют Пушкина как обычного человека — вспыльчивого и уставшего, влюбленного и задумчивого. В киноленте показана трансформация восприятия общества главным героем. Вначале он получает удовольствие от посещения светских раутов, однако со временем начинает предпочитать тишину и покой.
Мастерство Юры Борисова поражает

Много дискуссий возникло еще до премьеры фильма из-за утверждения Юры Борисова на роль Пушкина. В кинематографе образ русского поэта прочно ассоциируется с Сергеем Безруковым, который воплотил его в фильме "Пушкин. Последняя дуэль" (2006) и ряде театральных работ. Сам актер долго размышлял, стоит ли ему браться за столь значительную главную роль.
Однако, несмотря на все опасения, Борисов органично вписался в образ с кудрями и бакенбардами. Его Пушкин предстал многогранным: обаятельным и остроумным собеседником, поэтом, захваченным вдохновением, счастливым отцом семейства и борцом за свободу, потерявшим надежду. Внешние отличия от привычного образа, которые вначале кажутся существенными, постепенно перестают быть заметными.
Юра Борисов исполнил роль Пушкина в зрелом возрасте, представ в непривычном для себя образе, отличном от амплуа простого парня. В сценах романтического характера с графиней Воронцовой и Натальей Гончаровой актер демонстрирует одновременно стеснительность и пылкость. В общении с Александром Бенкендорфом, руководителем Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, он эмоционален и дерзок.
В периоды работы над стихами и прозой в ссылке поэт показан погруженным в творчество и увлеченным. Зрителям интересно наблюдать за главным героем на каждом этапе его жизненного пути. Создатели фильма намеренно избегают изображения его как исключительно серьезной фигуры, напротив, часто помещают персонажа в забавные обстоятельства.
Фильм о любви и о дружбе
Дружеским связям Пушкина с Пущиным и Данзасом в фильме отведено не меньше внимания, чем его любовным увлечениям или литературной деятельности. Друзья сопровождают писателя на всех значимых этапах его судьбы: посещают в период ссылки, помогают с публикацией произведений и находятся рядом с Пушкиным в момент дуэли.
Персонажи не просто оказывают поддержку друг другу. Они не избегают споров и оживленных дискуссий. Иногда между ними возникают разногласия, например, на одном из балов, где Пушкин выражает недовольство пристрастием Данзаса к спиртному и увеселениям.
Даже крепкая дружба героев порой подвергается проверке на прочность, однако и в такие моменты они не отворачиваются друг от друга. Пушкин не оставляет попыток освободить Пущина из ссылки, обращаясь с настойчивыми просьбами к императору и другим высокопоставленным особам. В прошлом Данзас также прилагал усилия, чтобы оградить Александра от заключения, которое в итоге было заменено ссылкой. Поэт никогда не остается один. Даже находясь на расстоянии, друзья сохраняют неразрывную связь.
Тема власти в фильме

В картине "Пророк" значительное внимание уделяется теме взаимоотношений личности и власти. В начале повествования Пушкин предстает в образе бунтаря, о чем свидетельствует его фраза о декабристах: "При всей преступности замысла стоял бы рядом с другом", произнесенная в контексте просьбы о помиловании Пущина. Однако по мере развития сюжета позиция поэта претерпевает изменения.
Он постепенно интегрируется в систему, выстроенную императором Николаем I. При этом внутренний конфликт не оставляет его: Пушкин тяжело переживает несоответствие между своим скромным придворным чином камер-юнкера и величием его поэтического дара, признанного всей страной.
Если в начале их общения Пушкин ведет диалог с молодым и неопытным правителем практически на равных, то со временем Николай I все более настойчиво определяет место поэта в иерархии, ограничивая его роль работой с бумагами, подчеркивая отсутствие политической значимости его занятий.
Неоднозначность политических взглядов Пушкина, его сложные и противоречивые отношения с властью, колеблющиеся между неприязнью и взвешенным принятием, делают его фигуру особенно актуальной для нашего времени. Он предстает как символ двойственности, одновременно являясь предтечей русского диссидентства и воплощением лояльности к существующему порядку.
Музыкальные номера ничуть не мешают
Фильм сочетает в себе элементы биографической драмы и мюзикла. Персонажи картины нередко начинают петь и танцевать, а в лицейских сценах Пушкин даже исполняет рэп-композиции. Несмотря на кажущуюся необычность, подобные музыкальные вставки выглядят уместно и естественно в контексте повествования.
Такая органичность обусловлена опытом режиссера Феликса Умарова, ранее занимавшегося созданием музыкальных клипов для популярных исполнителей. Музыкальные эпизоды в "Пророке" напоминают самостоятельные короткометражные фильмы с оригинальной хореографией. Они также дают зрителю возможность отдохнуть и порассуждать над увиденным. Поэтому в процессе просмотра нет желания перемотать очередную песню.
Талант режиссера не вызывает сомнений

Авторы киноленты постоянно используют неожиданные операторские решения и экспериментируют с динамикой кадра, что создает эффект удивления для зрителя. В фильме присутствуют эпизоды, держащие в напряжении, например сцена гадания. Во время одного из шумных застолий персонажи в шутку решают обратиться к предсказательнице, чтобы узнать судьбу Пушкина.
Гадалка пророчит ему мрачные события, включая утрату близких людей. Атмосфера происходящего становится особенно зловещей благодаря неровной, хаотичной манере съемки и тяжелой, угнетающей музыкальной композиции. Романтические сцены сняты плавно и аккуратно. Долгие кадры позволяют полюбоваться влюбленными, побыть с ними в их спокойствии и умиротворении.
На протяжении двух часов просмотра фильма его эмоциональная окраска постоянно меняется. Временами он воспринимается, как глубокая авторская драма о выдающейся личности. Иногда он кажется легкой комедией о товариществе и авантюрах. Ближе к финалу же он трансформируется в повествование о семейных ценностях и личной трагедии женщины, потерявшей возлюбленного.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание