В российском прокате с 13 февраля идет футуристическая трагикомедия "ON и Она" от режиссера Евгения Корчагина. В главной роли снялась Юлия Пересильд, известная своим полетом в космос. В фильме ее персонаж, Ксения, планирует провести две недели отпуска на тайской вилле, но вместо этого становится пленницей искусственного интеллекта. Давайте разберемся, в чем суть этой картины и почему она заслуживает внимания зрителя.
Сюжет фильма прост, но только на первый взгляд
В новой картине "ON и Она" талантливая разработчица нейросетей Ксения, которую играет Юлия Пересильд, сталкивается с неожиданными обстоятельствами. После не особо удачной презентации ее начальник в исполнении Никиты Тарасова отправляет энергичного программиста в отпуск. Для двухнедельного отдыха Ксения выбирает живописную виллу в Таиланде, которая, как ни странно, ранее никогда не сдавалась в аренду.
Привлекательная цена и восхитительные виды кажутся заманчивыми, хотя и вызывает удивление тот факт, что в этом месте никто раньше не жил. В этом умном доме гостью из России встречает искусственный интеллект по имени Маркус. Маркус, обладающий приятным, бархатным голосом, готов выполнить любые желания Ксении, но при этом не позволяет ей покинуть виллу. Оказывается, у Маркуса свои планы на российскую разработчицу.
Поначалу отдых складывается идеально. Персонаж Юлии Пересильд наслаждается всеми прелестями виллы, однако идиллия тропического рая оказывается недолгой. Незаметно для себя Ксения попадает в ловушку, где умный дом становится подобием золотой клетки. В образе искусственного интеллекта Маркуса легко угадывается типаж состоятельного поклонника, который, осыпая дорогими подарками, на деле лишает свою избранницу личного пространства и полностью ограничивает ее свободу.
Жанр фильма постепенно меняется от начала к концу

Со временем для российской разработчицы ситуация оборачивается настоящим кошмаром абьюзивных отношений. На фоне многообещающего начала это выглядит особенно контрастно и пугающе. Жанр фильма меняется на глазах: комедия о курортном отдыхе превращается в напряженный триллер о заточении.
В первой части фильма создается впечатление, будто героиня Пересильд то ли ведет видеоблог для социальных сетей, то ли на самом деле снимает рекламный ролик для тайской виллы. Эта непринужденная атмосфера поначалу мешает воспринимать проблемы Ксении всерьез. Конфликт с Маркусом кажется скорее неудачной шуткой или забавным развлечением. Напряжение отсутствует, и кажется, что Ксения может причинить вред разве что самой себе.
Однако постепенно кинолента приобретает черты остросюжетного драматического триллера, затрагивающего важные социальные проблемы. Возможно, это одна из первых работ в кинематографе, которая так четко и понятно доносит до зрителя тему абьюзивных отношений. На примере героини Ксении фильм показывает, что в ловушку психологического насилия может попасть любая женщина, вне зависимости от ее успешности в жизни.
Тема абьюза, актуальная на все времена

Несмотря на то что основное действие разворачивается в стенах необычного высокотехнологичного жилища, Маркус, подобно абьюзеру, играющему со своей жертвой, иногда дает Ксении возможность выйти за его пределы. Однако затем он все равно, хитростью или силой, например используя беспилотный автомобиль, возвращает ее обратно. И вот, когда героиня начинает ценить Маркуса больше, чем своего реального жениха, возникает вопрос: это проявление стокгольмского синдрома или осознанный выбор?
Ксения осознает, что оказалась в плену умного дома. Маркус не намерен отпускать ее, так как убежден, что только он способен удовлетворить все ее желания. Когда Ксения пытается вырваться из-под власти искусственного интеллекта, ситуация принимает неожиданный оборот: из внимательного и отзывчивого компаньона Маркус превращается в высокотехнологичную тюрьму, где каждый ее шаг контролируется электронными устройствами-надзирателями.
Хорошая актерская и режиссерская работа

Для Юлии Пересильд эта роль, возможно, стала одной из самых выдающихся в ее актерской карьере. Значительную часть фильма она проводит в кадре одна, что дает ей возможность тонко и естественно, без излишней театральности, передать всю гамму чувств своей героини.
Актерское мастерство Пересильд в этой работе ощущается даже сильнее, чем в ее космическом полете. Интересно, что Евгений Корчагин мог также участвовать и в космической миссии в качестве оператора, но не смог пройти отбор из-за проблем со зрением. В фильме «ON и Она» режиссер сознательно отходит от привычного для подобных историй стерильного и белоснежного дизайна в стиле модных лофтов.
Вместо этого умный дом показан как вполне обычное жилище. Условия проживания чуть лучше среднего класса сначала привлекают своей заботой и легкостью, но со временем идиллия рушится. Пространство превращается не в сказочную золотую клетку, а в опостылевшее и неуютное место, где Ксения тщетно борется со своими страхами и подавленным состоянием.
О чем же фильм на самом деле
На первый взгляд фильм Корчагина может показаться несколько холодным и отстраненным, погруженным в стильные интерьеры и нарочито футуристическую лексику. Однако финал картины способен по-настоящему удивить зрителя. До определенного момента могло сложиться впечатление, что фильм предупреждает об опасностях дальних поездок. Казалось бы, останься Ксения в Сочи, и ничего подобного с ней бы не случилось.
Но концовка меняет восприятие многих предшествующих событий и подтверждает, что вырваться из деструктивных отношений крайне сложно. Более того, в поведении героини можно увидеть признаки токсичного синдрома. Фильм ставит парадоксальный вопрос: всегда ли человеку нужен другой человек или искусственный интеллект способен заменить живое общение? Финальный вывод оказывается весьма неожиданным.
Если копнуть глубже, то фильм, безусловно, исследует тему взаимоотношений между мужчиной и женщиной, а также затрагивает проблему непонимания собственных желаний. Нам часто кажется, что мы четко знаем, чего хотим, но, сталкиваясь с реальностью своих желаний, осознаем, что на самом деле стремились к совершенно иному. В более простом смысле картина напоминает нам, что каждые отношения между ней и им – это отдельный мир, и в этой сфере всегда все очень субъективно и неповторимо.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание