Исторический детективный боевик "Красный шелк" от режиссера Андрея Волгина, в котором задействованы артисты из России и Китая, вышел на российские экраны 20 февраля. Зрителям представлена весьма необычная интерпретация "Убийства в Восточном экспрессе", дополненная политическими мотивами. Вот о чем эта премьера и почему ее нельзя пропустить.
Фильм о спецоперации советских чекистов
В 1927 году Китай был охвачен трагическими событиями Шанхайской резни, представлявшей собой жестокое истребление членов Коммунистической партии Китая. Итогом стало укрепление власти военного деятеля Чан Кайши, который возглавил партию. Впоследствии он установил в стране тиранический режим.
В контексте фильма Андрея Волгина эти драматические исторические события служат лишь отправной точкой для развертывания захватывающего приключенческого повествования, наполненного шпионскими интригами, темами предательства и верности, а также колоритными образами китайских бандитов.
В связи с нависшей угрозой для китайских коммунистов советские спецслужбы организуют тайную операцию. Группа чекистов под руководством Анны Волковой, героини в исполнении Елены Подкаминской, получает задание перевезти секретный список участников китайского коммунистического подполья. Три китайских курьера в сопровождении трех советских агентов госбезопасности должны отправиться в Москву на Транссибирском экспрессе, чтобы доставить документы в целости и сохранности.
Пассажиры поезда в смертельной опасности

Судьба китайских коммунистов висит на волоске, если секретный список попадет не в те руки. Однако в данный момент непосредственная опасность угрожает пассажирам поезда, прокладывающего путь через сибирские просторы. По пятам экспресса следуют хунхузы – опасные бандиты, чьи промыслы сосредоточены в основном в Маньчжурии.
Более того, в самом поезде скрывается замаскированный шпион, работающий на некую третью силу. В этой роли выступает Великобритания, чьи отношения с Советским Союзом в 1927 году, после прихода к власти Сталина, резко обострились, хотя имя советского лидера ни разу не упоминается в фильме.
Однако ключевую интригу в сюжет вносит персонаж Николая Гарина, воплощенный Милошем Биковичем. Этот белогвардейский офицер, в прошлом служивший царским советником, пытаясь избежать преследования после революции, оказался в Китае. Теперь Гарин стремится вернуться в Советский Союз, движимый тоской по родине. При этом фильм оставляет за кадром неизбежные последствия возвращения белого офицера: в лучшем случае его ждет тюремное заключение, а в худшем – смертный приговор.
Чем примечателен фильм

В основу сюжета положены подлинные исторические факты: в 1928 году VI съезд Коммунистической партии Китая был проведен в Подмосковье. Делегаты добирались туда через всю Россию по опасной Транссибирской магистрали. Известно, что некоторые участники съезда не смогли вовремя прибыть в Москву, а часть из них была задержана сторонниками партии Гоминьдан.
Режиссер Андрей Волгин, известный ранее по масштабному фильму "Балканский рубеж", использовал насыщенную историческую основу для создания "Красного шелка". Это позволило ему дать волю фантазии и снять захватывающее приключенческое кино.
Фильм отличается ярким и детализированным визуальным стилем, будь то колоритные китайские улицы, бескрайние снежные пейзажи Приамурья или роскошный и помпезный Транссибирский экспресс. Зрителей ждут динамичные эпизоды с перестрелками и погонями, а детективная линия с неожиданными поворотами напоминает классические произведения Агаты Кристи.
Шпионская атмосфера добавляет фильму интереса

Шпионская интрига придает фильму "Красный шелк" остроту и напряжение, создавая атмосферу всеобщей недоверия и опасности. Зрителя не покидает ощущение, что за каждым поворотом сюжета скрываются двойные игры и смертельные заговоры, постоянно возникает вопрос: "Кто же на самом деле враг?"
У каждого персонажа легенда, в которую нужно поверить зрителю (как минимум поначалу). Хотя по законам жанра зрителю и не стоит доверять ни одному из героев, сделать это оказывается непросто из-за слабо проработанного сценария, который является одним из минусов фильма.
Многие выполняют исключительно сюжетные функции, не становясь полноценными личностями с глубокой предысторией, сложным характером и четко обозначенными мотивами. Лишь несколько персонажей, а именно герои Биковича и Подкаминской, получают скудные флешбэки, намекающие на их давнее знакомство, обстоятельства которого остаются загадкой.
В фильме много исторических несоответствий

Основная и наиболее значимая проблема фильма "Красный шелк" заключается в его интерпретации реальных исторических событий, на фоне которых разворачивается действие. В отличие от произведений, искусно работающих с историческим контекстом, фильм Волгина не просто переосмысливает прошлое, а искажает его.
В фильме возникает ряд неправдоподобных ситуаций, например белогвардейский офицер, стремящийся в советскую Россию в 1927 году из-за ностальгии. Также вызывает вопросы появление графини в императорском поезде, позволяющей себе роскошные напитки из царского хрусталя в эпоху советской власти.
Однако эти детали, как и красная шелковая нить, пронизывающая весь фильм, представляются не просто художественным допущением, а скорее целенаправленным авторским решением. Похоже, что за укреплением политического и экономического партнерства между Россией и Китаем последовало стремление закрепить это сближение и в кинематографе, создав некий "совместный продукт".
Старое доброе агитационное кино?

Фильм "Красный шелк" выполнен в духе классического советского агитационного кино, где критический анализ сюжета не приветствуется. По мнению создателей, логические пробелы, сценарные недочеты, подобные дырам от пуль в стенах поезда, и плоские, невыразительные персонажи не должны становиться предметом критики.
Неважно, что герой Гоши Куценко, изображающий кубанского казака с навязчивым акцентом, отличается ограниченностью ума. Несущественно, что китайские персонажи, за исключением трех ключевых курьеров, представлены как примитивные и карикатурные.
И не беда, что чекисты кажутся непозволительно глупыми и медлительными, способными беззаботно трапезничать с графиней или отправиться на поиски шпиона в компании белогвардейца. В сторону идеологические разногласия, да здравствует единство!
Сюжет не всегда логичен, но интересен

В "Красном шелке" эпизоды соединяются, словно вагоны от разных поездов, нарушая логику времени и биографии персонажей. Разобраться, кто с кем связан родством, любовью или службой, почти невозможно. Для нагнетания напряжения фильм использует избитые приемы, отсылая ко всему подряд: от схваток на крыше поезда в стиле "Дикого, дикого Запада" до трюков из "Миссия невыполнима" и сцены перепрыгивания между поездами, как в "Экипаже".
Список отсылок и заимствований в фильме можно продолжать бесконечно, ведь картина идет почти два с половиной часа, редко сбавляя темп. Однако этот стремительный поезд, несущийся среди живописных зимних пейзажей, горит изнутри. И единственное, что может его остановить, – это финальная станция: Москва.
Стоит ли смотреть "Красный шелк"

Фильм точно нельзя пропустить, хотя бы ради персонажа Николая Гарина, которого воплотил Милош Бикович. Он представляет собой яркое и оригинальное явление в современном российском кинематографе. Он напоминает классических западных киношпионов, но при этом обладает неповторимым национальным колоритом. В некотором смысле Гарин – это современная интерпретация Эраста Фандорина, перенесенная в иную историческую эпоху.
Глеб Калюжный и китайские актеры – Чжэн Ханьи, Хуан Хаонань и Ян Цзыхуа – также демонстрируют высокий уровень актерского мастерства, убедительно воплощая своих персонажей. Калюжный блестяще играет энергичного красноармейца, а китайские артисты, для которых съемки в этом фильме стали дебютом, выглядят особенно живыми и органичными в своих ролях.
Фильм удивляет в хорошем смысле слова и становится в один ряд с мировыми приключенческими боевиками. Удивительно, но даже долгий хронометраж не портит картину из-за бодрого сюжета, который не дает заскучать. Подобное кино, конечно, лучше смотреть на большом экране, чем в домашней обстановке, чтобы во всей красе разглядеть экшен-сцены и следить за зашкаливающей плотностью событий.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание