Несчастье, в котором все оказываются равны: разбираем киноальманах “Мужчина и женщина”

В российский прокат вышел альманах "Мужчина и женщина" – не классика Клода Лелуша, а новая работа Владимира Котта, известного своей комедийной дилогией "Непослушник". Премьера состоялась на 46-м Московском международном кинофестивале, и теперь зрители оценивают, удалось ли режиссеру создать нечто новое, опираясь на классические мотивы.

"Мужчина и женщина" – сборник грустных анекдотов о жизни, где каждый персонаж словно застрял между прошлым, которое ностальгически идеализируют, и настоящим, от которого хочется сбежать. Это исследование несчастья, уравнивающего всех, независимо от пола, возраста или социального статуса.

Альманах одиночества

Семь новелл, каждая из которых – маленькая жизнь, полная боли, надежд и разочарований, – это семь попыток докричаться друг до друга.

Котт снимал на протяжении двух лет, опираясь на собственные рассказы, которые публиковал в социальных сетях. Он создавал свои истории на чистом энтузиазме, когда было время и возможности. И это придает фильму особую атмосферу – смесь искренности и легкой наивности.

Несбывшиеся мечты

Каждая новелла – это маленькая драма, полная конфликтов и эмоций. Первая сразу задает тон всему фильму. Ольга Медынич играет одинокую женщину, которая вызывает сантехника (его играет Дмитрий Куличков) из-за протекающего крана. Казалось бы, банальная ситуация, но Котт умудряется превратить ее в миниатюрную трагедию. Женщина злится на опоздание, но когда видит, что сантехник пришел с сыном, таким же, как он, в комбинезоне и тапочках, ее сердце тает. Она плачет, вспоминая о своих несбывшихся мечтах о семье. Это момент, когда быт становится драмой, а обычный сантехник – символом чего-то большего.

Здесь Котт мастерски играет на контрастах: с одной стороны, бытовые проблемы, с другой – глубокие эмоции. И это только начало. Каждая новелла – это история о том, как люди пытаются найти себя в этом мире, но чаще всего терпят поражение.

Дети, которые мудрее взрослых

В одной из новелл маленькая Лиза (Алиса Клагиш) мечтает о новогоднем бале, где ее одноклассник (Ярослав Головнев) наконец обратит на нее внимание. Она воображает себя принцессой, но реальность оказывается куда прозаичнее. Именно дети в фильме Котта кажутся самыми мудрыми: они еще верят в чудеса, в любовь, в то, что все может измениться. Взрослые же, напротив, погрязли в своих проблемах и разочарованиях.

Контраст между детской наивностью и взрослым цинизмом – один из ключевых мотивов альманаха. Дети еще могут мечтать, а взрослые уже забыли, как это делать.

Самая спорная новелла

Любовь в альманахе Котта – это не только спасение, но и наказание. В одной из новелл героиня Анны Котовой пытается спасти мужа (Степан Девонин) от мобилизации, провоцируя его на ссору. Она выдумывает измену, чтобы он остался дома. Но все заканчивается трагедией: муж, долгое время смиренный и безразличный, внезапно превращается в агрессивного монстра и избивает ее. Зритель понимает, что это не просто бытовой конфликт, а отражение более глубокой проблемы – насилия, которое стало частью их отношений.

Эта новелла вызвала больше всего споров. Котта обвинили в оправдании домашнего насилия, но, возможно, он просто показывает, как люди, оказавшись в безвыходной ситуации, начинают вести себя как звери. Любовь здесь не спасает, а разрушает, и это, пожалуй, самая горькая правда фильма.

Переосмысление классики

Да, название альманаха отсылает к знаменитой мелодраме Клода Лелуша, но сходство на этом заканчивается. Котт скорее вдохновляется советским кинематографом, особенно фильмами эпохи оттепели. Сюжетные линии, герои, диалоги – все это будто бы взято из фильмов 60-70-х годов.

Но Котт не просто копирует классику, а переосмысливает ее. Его герои – это люди, которые потерялись во времени. Они живут в современной России, но их мысли и поступки словно застряли в прошлом. Такое ощущение, что режиссер специально выбрал эти образы, чтобы показать, как мало меняется человеческая природа.

Да, технологии развиваются, жизнь становится другой, но в глубине души мы все те же дети своих родителей и бабушек. Мы ищем любовь даже тогда, когда мир вокруг рушится. Мы цепляемся за любую возможность стать хоть немного счастливее, даже если это всего лишь мимолетная встреча на лестничной площадке или случайный разговор с таксистом.

Картина, вызвавшая споры

Фильм уже упрекнули в оправдании насилия и в домостроевских установках. Котт, возможно, иронизирует, но его ирония не всегда уместна и понятна. Некоторые сцены, например, жестокое избиение жены, вызывают отторжение и заставляют усомниться в авторской позиции. Возможно, режиссер хотел показать, что его персонажи не читают книг по психологии, а выживают как могут.

Одни увидели в работе Котта трогательные истории о настоящих чувствах, другие – призыв сжечь этот мир и все начать заново. А третьи вдруг поняли, что несчастье – это единственное, что объединяет мужчин и женщин.

Заключение

Драма, вышедшая на большие экраны 13 марта, – это рассказ о том, как люди мечтают о счастье в мире, который становится все более жестоким и бессмысленным. По словам критиков, некоторые новеллы кажутся слишком надуманными, другие излишне драматичны. Но в этом, возможно, и заключается прелесть кино, которое такое же живое, как сама жизнь.

Если вы готовы к тому, что фильм может стать не только развлечением, но и поводом для размышлений, "Мужчина и женщина" – это то, что нужно. Но будьте готовы: после просмотра вам, возможно, захочется поговорить с кем-то о том, что такое любовь, счастье и несчастье. Может быть, именно в этом и заключается главная задача искусства – заставить нас задуматься.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вас заинтересовал сюжет драмы Владимира Котта?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.