Искусственный интеллект (ИИ) обладает способностью быстро анализировать огромное количество информации из разных источников, обнаруживать неочевидные связи в больших массивах данных и давать подробные ответы почти на любые вопросы. Он улучшает процессы в различных областях, берет на себя повседневные дела и освобождает время для более значимых задач. Тем не менее постоянная зависимость от автоматизированных систем может вызвать нежелательные результаты.
Постоянная работа с ИИ ослабляет мозг

Опасения относительно негативного влияния искусственного интеллекта (ИИ) на метакогнитивные способности человека перестали быть чисто гипотетическими. Исследования подтверждают, что избыточное доверие к технологиям может ослабить навыки логического мышления, критической оценки информации и формирования обоснованных контраргументов.
В частности, исследование, проведенное Microsoft в 2025 году, в котором участвовали 319 специалистов интеллектуального труда, проанализировавших 936 вариантов применения ИИ, показало, что при использовании генеративных моделей люди значительно меньше задумывались над задачами. Такие важные когнитивные функции, как анализ, синтез, интерпретация и оценка данных, продемонстрировали негативную динамику.
Несмотря на то что технологии призваны облегчать нашу работу, они также могут быть опасны. Алгоритмам несвойственно подлинное критическое мышление, способность к рассуждению и учет контекста. Более того, они могут допускать ошибки и быть подвержены искажениям. Пользователи, слепо доверяющие ИИ, подвергают себя риску получения недостоверной или необъективной информации.
Больше всего страдает критическое мышление

По мере того как человек все больше полагается на автоматизированный разум, его способность к самостоятельному анализу закономерно снижается. Например, столкнувшись со сложным вопросом, учащийся может просто обратиться к генеративной модели и скопировать выданный ответ, не пытаясь вникнуть в суть проблемы. В результате процесс обучения становится поверхностным.
Такой студент не развивает навыки исследования и аналитического мышления. Если он успешно сдает экзамен, используя исключительно возможности ИИ, то формально продвигается вперед, но фактически его уровень развития остается прежним. Если подобная практика войдет в привычку, человек рискует завершить обучение в высшем учебном заведении, так и не сформировав ключевые когнитивные навыки.
Восприятие информации меняется, и это плохо

Генеративные алгоритмы эффективно упорядочивают большие объемы данных, облегчая поиск нужной информации. Однако их способность структурировать информацию часто ошибочно принимается за безусловную истину, хотя на самом деле эти системы не обладают мышлением, а лишь предсказывают наиболее вероятные комбинации слов.
Кроме того, модели машинного обучения подвержены так называемому переобучению, когда их чрезмерная зависимость от первоначальных данных снижает точность при анализе новой информации. Это создает риск распространения неактуальных или искаженных сведений.
Любой, кто активно использует ИИ, может столкнуться с ослаблением способности критически мыслить. Особенно опасно внедрение генеративных технологий в сферу образования. Критическое мышление формируется на протяжении длительного времени, и, если учащиеся будут полагаться на ИИ вместо самостоятельного анализа информации, они пропустят важный этап своего интеллектуального становления.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание