В последнее время ситуация с контрафактной продукцией на онлайн-площадках вызывает все больше вопросов. Если раньше покупатели могли рассчитывать на то, что подделки не продаются на маркетплейсах, то сейчас проблема обострилась.
Почему так происходит?

Рост продаж подделок
Сначала немного цифр. По данным экспертов, объем продаж в онлайн-магазинах в прошлом году составил около 11 триллионов рублей! Это на целых 50% больше, чем в 2023 году! Владимир Гутенев, председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле, связывает такой скачок с увеличением количества поддельных товаров. И это логично: чем больше спрос, тем больше предложений, даже если они не совсем легальные.

А вот еще интересный факт: в декабре оборот поддельных люксовых аксессуаров и одежды превысил 27 миллиардов рублей, что в два раза больше, чем год назад.
Почему маркетплейсы не могут избавиться от контрафакта
Многие думают, что крупные площадки типа Wildberries или Ozon делают все возможное, чтобы защитить своих клиентов. Однако на практике все сложнее. Например, на этих платформах товар продавцов проверяют только тогда, когда кто-то пожалуется. А до этого времени подделка свободно находится в продаже.

Дело в том, что бренды, ушедшие из России, уже не контролируют продающуюся на маркетплейсах продукцию. А государство и сами площадки активно этим не занимаются. А продавцы заказывают свой товар в Китае, затем он переупаковывается и выставляется на продажу уже как "оригинальный".
Борьба с фальсификатом
Онлайн-магазины, заявляющие, что у них есть инструменты для борьбы с фейками, даже отмечают подлинные товары специальной плашкой. Увы, но многие механизмы не слишком действенны. Жалобы правообладателей рассматриваются до пяти недель, а за это время продавец успевает обмануть множество покупателей. А если карточку товара блокируют, то он просто создает новую и продолжать торговать.

Но самое главное – маркетплейсы получают комиссию с каждой продажи. Зачем же им лишать себя дохода? Поэтому полная борьба с контрафактом им не очень выгодна.
Почему люди покупают фейки
Удивительно, но доля россиян, покупающих фальсификат, выросла в 1,5 раза. Для многих людей бренды – это маркер статуса, они хотят быть узнаваемыми, носить символы успеха. А если подделка позволяет сделать это дешевле, почему бы и нет?

Также важно отметить, что не все покупатели могут отличить оригинал от копии, особенно если речь идет о сумках или кроссовках, где внешние различия минимальны. Да и среди самих площадок ситуация разная. Так, подделки чаще встречаются на Wildberries, тогда как на Lamoda их практически нет благодаря строгой аутентификации поставщиков.

Заключение
Проблема контрафакта на маркетплейсах действительно существует. Чтобы ее решить, нужны более жесткие меры контроля и ответственности. Возможно, внедрение обязательной маркировки товаров поможет навести порядок.

Но пока потребители должны быть осторожнее при выборе товаров.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание