Скорая помощь должна быть быстрой – это ее ключевая задача. Зачастую время прибытия критично и измеряется минутами. Но как водителям экстренных служб поддерживать необходимую скорость в современных условиях – большой вопрос. Установка камер на дорогах привела к тому, что медики постоянно получают штрафы, сталкиваясь с необходимостью либо оплачивать их, либо доказывать правомерность своих действий в каждом отдельном случае.
Строгие меры уже начали применять

В Волгограде вступил в силу жесткий запрет, касающийся работы скорой помощи. Теперь водителям этих автомобилей запрещено превышать скорость и проезжать на красный свет, даже при включенных сиренах и проблесковых маячках. Соответствующий приказ был издан 11 марта и прямо указывает, что сотрудники выездных бригад скорой помощи не имеют права нарушать скоростной режим в городе и за его пределами.
Также "скорым" нельзя проезжать перекрестки на красный сигнал светофора, вне зависимости от использования спецсигналов. Нововведение вызвало резкое недовольство среди работников скорой помощи, которые опасаются увеличения смертности из-за возросшего времени ожидания и задержек при выездах. По имеющимся данным, некоторые сотрудники уже были ознакомлены с приказом и подписали соответствующие документы.
Необходимость нарушения нужно еще доказать

При возникновении угрозы жизни и смерти медики, естественно, ставят скорость на первое место, зачастую пренебрегая правилами дорожного движения. Как отмечает врач-реаниматолог Константин Бурлаков, в таких ситуациях счет идет на секунды, и единственная задача – как можно быстрее доставить бригаду к пациенту. Однако впоследствии за такие действия приходят штрафы с камер фиксации – за превышение скорости, движение по выделенной полосе и другие нарушения.
Камера не делает различия между экстренным вызовом и обычной поездкой. Затем все материалы передаются в ГАИ, где принимается решение о правомерности штрафа. Подобная ситуация наблюдается по всей стране: скорой помощи приходится доказывать необходимость нарушения ПДД, что создает дополнительную административную нагрузку на медицинских работников, не связанную с их основной деятельностью.

Врачи предлагают создать общероссийскую базу данных автомобилей экстренных служб (ГИБДД, полиция, МЧС, пожарные, скорая помощь), наличие в которой автоматически исключало бы возможность штрафования. Однако здесь возникает вопрос о злоупотреблениях, ведь машина может не всегда ехать на срочный вызов. Например, если водитель торопится по личным делам, должен ли он нарушать правила? Очевидно, что нет, и в этом аспекте все должны соблюдать закон на равных основаниях.
А как с этим в других странах

В то время как в Европе, где камеры на дорогах давно стали обыденностью, машины экстренных служб тоже штрафуются, процесс оспаривания этих штрафов значительно проще. Там достаточно подтверждения диспетчера, отправленного по электронной почте, чтобы доказать необходимость нарушения. В России же, несмотря на заявления ГАИ о лояльности к медикам и отмене штрафов при наличии проблесковых маячков на фото, ситуация остается сложной.
Во-первых, мигалки не всегда видны на снимках с камер. Во-вторых, водители скорой помощи вынуждены постоянно помнить о возможных штрафах, даже в ситуациях, когда промедление может стоить жизни. Хотя в прошлом и были случаи неправомерного использования скорых в качестве такси, эксперты уверены, что это скорее исключение, чем правило, и не должно служить основанием для создания препятствий в работе всей службы.

Создание единой базы данных экстренных служб по аналогии с той, что существует для автобусов и маршрутных такси, позволило бы избежать необоснованных штрафов. Эти транспортные средства, внесенные в базу, могут спокойно двигаться по выделенным полосам, не опасаясь санкций. В век развитых технологий кажется странным, что до сих пор не налажена система оперативной проверки информации о том, куда и зачем следовала машина скорой помощи. Пока же законодательство явно не способствует оперативности и эффективности работы экстренной медицинской службы.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание