Спустя четыре года после успеха первой части на экраны вернулся сериал, который уже успел стать культовым. Второй сезон, получивший подзаголовок "В бегах", не просто продолжает историю, но и добавляет новые краски в портрет главного героя Игоря Апрельцева в исполнении Антона Хабарова. Обаятельный актер вновь доказал, что он идеальный исполнитель роли Казановы, а смена режиссера не помешала проекту сохранить свой уникальный стиль и атмосферу.
Если первый сезон – это история о противостоянии афериста и милиции, то второй – путешествие внутрь самого главного героя с его попыткой найти не только деньги, но и что-то большее.
Советский Остап Бендер
Первая часть "Казановы" была историей роковой любви между мошенником и милиционером, а вторая – это рассказ о кризисе среднего возраста в исполнении человека без паспорта. Полина Новгородцева (Светлана Ходченкова), родившая от Апрельцева дочь, исчезает из сюжета в первой серии. Но ее тень витает над каждым поступком Игоря, который приезжает в Москву, видит ее с другим мужчиной и растворяется в толпе, словно призрак.
Полина уезжает, а Казанова, как и раньше, меняет образы, имена и города. В Ташкенте и Паланге, Ленинграде и Москве он продолжает очаровывать женщин, но теперь делает это с меньшим энтузиазмом. Его сердце, кажется, устало от обмана, и он ищет не только наживу, но и любовь, что добавляет его характеру глубины.

Маленький спектакль
Но может ли волк стать вегетарианцем? Даже с новым паспортом и трудовой книжкой, добытыми через старые схемы, Апрельцев продолжает играть. То станет филателистом-евреем, то писателем-стилягой – всего 14 образов и париков! Каждая встреча – это маленькое представление, где Хабаров блистает, меняя голос, манеры и даже походку.
Казанова, который раньше казался почти карикатурным злодеем, теперь выглядит более человечным. Он мечтает завязать с прошлым, но жизнь не дает ему этого сделать. Даже когда мошенник хочет помочь мнительной героине в исполнении Светланы Колпаковой "исцелиться" через духовные практики, получается тот же спектакль.
Прошлое, которое настигает
Главную тему 2-го сезона задает случайный попутчик в поезде, говоря Казанове: "Таким, как вы, надо умереть и родиться заново". Апрельцев смеется, но пытается следовать совету. Он честно старается: работает грузчиком, ухаживает за Надеждой (Александра Богданова), даже защищает женщин от самого себя.

Но прошлое неумолимо настигает: то подражатель объявится, то Шмаков с воплем "Я тебя найду" ворвется в кадр.
Мужской дуэт вместо любовной драмы
С исчезновением возлюбленной Казановы фокус смещается на противостояние Апрельцева и капитана Шмакова (Сергей Угрюмов). И по словам зрителей, это глоток свежего воздуха!
Угрюмов словно зеркало Казановы. Оба одержимы: один – мечтой поймать, другой – желанием убежать… Оба смешные, особенно когда Шмаков, социальный интроверт, пытается перенять методы Казановы для соблазнения женщин. Одержимость Угрюмова граничит с абсурдом: он тратит казенные средства и нарушает инструкции, чтобы поймать того, кто когда-то разбил ему жизнь.
А их переписка – отдельный шедевр, придуманный светлой головой сценариста. Апрельцев шлет следователю открытки: "Я завязал", "Простите за беспокойство". Шмаков в ответ рычит, ломает кабинеты и гонится за призраком. Трагикомичный и нелепый, он вызывает симпатию.
Женщины, живущие иллюзиями
Авторы сериала, сохранившего легкость, иронию и ностальгический шарм советской эпохи, явно любят своих героинь. Да, женщины верят в экстрасенсов, пускают в дом незнакомцев и подделывают документы. Но каждая отнюдь не дурочка, а человек, осознанно живущий иллюзиями. Героиня Евгении Дмитриевой – единственная, кто не только сопротивляется чарам Апрельцева, но и обращает его же методы против него. "Это же я должен вас обманывать", – растерянно бормочет Казанова, когда его самого втягивают в авантюру. Женщины в сериале не слепые куклы, а игроки, просто ставки у них другие.
Кстати, о современности: сцены с лжецелителями и инфоцыганами из 80-х – кривое зеркало нашего времени. Апрельцев дает женщинам, страдающим от одиночества, жаждущим чуда и боящимся старости, то, в чем они нуждаются. И чем это отличается от сегодняшних курсов "Как стать женой олигарха"?
Ностальгия без розовых очков
Создатели "Казановы" мастерски играют с эпохой: тут вам и кадры из фильма "Москва слезам не верит", и песни Кола Бельды, и даже космонавт Леонов в кадре. Но это не сладкая "винтажная" картинка. Дефицит, коррупция, партсобрания – все подано с иронией. Особенно смешно, когда Казанова, оформляя фальшивые документы, сталкивается с советской бюрократией: "Ты думал, подделать печать сложно? Попробуй тогда получить справку из ЖЭКа".

Даже Олимпиада-80 здесь не праздник, а черный рынок. Спортивные костюмы, которые герой перепродает втридорога, матрешки с олимпийским мишкой... Кажется, единственное, что не изменилось с тех пор, – это умение находить лазейки в системе. Правда, сейчас для этого не нужны парик и усы.
Заключение
Если первый сезон был похож на авантюрный роман, то продолжение – на притчу: здесь меньше погонь и больше разговоров с самим собой. Не ждите головокружительных развязок: Казанову не поймают! Да и не в этом суть. Это история о том, как сложно быть собой, когда ты 20 лет притворялся кем-то другим. Истинное "я" Апрельцева – это все те же многочисленные образы и легенды.
В финале герой, словно Феникс, ускользает от Шмакова, но теперь его преследует не только милиция. Появление двойника-подражателя и новые тайны из прошлого намекают, что история Казановы продолжится в 3-м сезоне.
Сериал сохраняет баланс между юмором и драмой, легкостью и глубиной, и в этом его прелесть. Если вы любите истории с яркими персонажами, атмосферой советской эпохи и легкой ностальгией, то "Казанова. В бегах" – это то, что вам нужно!
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание